К святости через повседневность

Святость для всех

Мы уже немножко осознали, что истинная святость – это не некий достигаемый нами определенный (высокий) духовно-нравственный уровень-вершина, которую надо как-то одолеть и удержать в земной жизни, чтобы затем „наслаждаться своим совершенством”. Нет. Это нечто совершенно другое. Мы сказали, что святость – это прежде всего, умение человека максимально возможно жить согласно Божьего плана об этом конкретном человеке. Другими словами, это жизнь полностью по воле Божьей, когда наша воля соответствует воле Бога о нас.

Конечно же, святость неизбежно требует чтобы сверхъестественные добродетели – вера, надежда и любовь-агапе непрестанно развивались в человеке до последнего его вздоха и достигали как можно высокого уровня. Что в свою очередь, требует взрастания человека в правильно понимаемом смирении и целомудрии.

Но с другой стороны, все эти высокие требования как бы автоматически рождают в нас стереотип, что святость – удел лишь избранных, особых Божьих людей. Это не так. Святость – цель, которую ставил и ставит Бог для ВСЕХ людей на протяжении последних 2000 лет. И огромную роль в развенчании мифа „о святости лишь для избранных” сыграл св. Иоанн-Павел 2. Он учил:

„Не нужно ошибочно понимать ..идеал совершенства как своего рода жизнь чрезвычайную, доступную лишь избранным гениям святости. Пути к святости разнообразны и приспособлены для каждого вида призваний”.

И далее, Папа добавляет, что так происходит потому что Божья педагогика святости „способна приспособиться к ритму каждого конкретного человека”. Каждого человека! И того, кто живет обычной, светской жизнью. И тем более того, кто увяз в рутине монашеского существования…

Рутина или дорога к святости?

Прежде всего, достижение святости затрудняет нам бездуховное (по сути) вИдение нашей повседневности. Такое вИдение воспринимает нашу повседневность как совершенно НЕ способную помочь нам прийти к святости. Более того, нам постоянно кажется, что эта серая будничность (где бы мы ее не переживали – или в самом лучшем монастыре, или в замечательнейшей семье) „всячески препятствует нам достигать святость”.

Почему так происходит? Потому что такой по-сути-бездуховный взгляд никогда не видит глубины. Он всегда лишь скользит по поверхности, непрестанно желая чего-либо приятного, интересненького и легкодостижимого. Однако если эту нашу повседневность рассматривать глазами сердца (т.е. духовным взглядом), то оказывается, что она (повседневность) скрывает в себе огромную силу. Силу, способную спасать людей и даже влиять на судьбы мира. Тут надо припомнить тему о повседневном труде как способе нашего спасения-и-достижения-святости. Но не только.

святость в повседневности, Малый путь св.Терезы од Ребенка Иисуса
св.Тереза из Лизьё

Выдающаяся святая Тереза Младенца Иисус (из Лизье или Малая), говорила: надо помнить, что мы лишь ничего не значащий „нуль” („ничто”), который может стать значимым лишь занимая место после „единицы” (т.е. Христа). И точно такими же „нулями” являются все наши незначительные проблемки повседневности. Если же мы эти проблемки будем скрыто от всех приносить в жертву Христу, посвящать их Ему, то они будут превращаться из „нулей” во много более ценные поступки, подвигающие нас в сторону святости. Св.Тереза Малая писала об этих мелких поступках-жертвах, что когда она не была в состоянии

„молиться и совершенствоваться в добродетелях, тогда.. искала мелкие оказии, те маленькие „ничто”, которые доставляли Иисусу бОльшую радость, чем господство над миром или даже великодушно перенесенное мученичество. Например, улыбка и доброе слово, сказанное тогда, когда хотелось бы ничего не говорить, или выявить скуку. В другой раз я переламывала свою волю всегда готовую доминировать над другими, воздерживалась от язвительных ответов, выполняла мелкие услуги без привлечения к ним внимания или сидела не опираясь спиной на спинку стула. ..Только Иисус может придать ..ценность нашим [внешне незначительным] поступкам. Прежде чем человек умрет от удара мечом [т.е. мученической смертью за веру], он должен [научиться] умирать от уколов булавками”.

Таким образом, эта великая святая учит тому, что не надо зря тратить время в ожидании, что для нас появится возможность проявить святость „большого формата”. Но нужно учиться переживать великую святость, укрытую в малых „ничто”, во внешне незначительных поступках. Ведь их Божье Провидение щедро рассыпает в нашей повседневности. О таком подходе к жизни писал св. Иоанн-Павел 2:

„Благодарю Бога за то, что Он позволил мне беатифицировать и канонизировать …так много христиан, среди них множество светских верующих, которые освятились в наиобычнейших обстоятельствах жизни. Сегодня нужно заново и с уверенностью рекомендовать всем стремление к этой высокой планке обычной христианской жизни” (Novo millennio ineunte, п.31).

То есть, нужно учиться отдавать Богу и приносить Ему как свою жертву различнейшие мелкие неприятности повседневной жизни. Причем переносить их с радостью и любовью. Помня, что таким образом этим ежедневным малым „ничто” сам Христос придает большУю ценность. И этим человек может и должен стяжать святость. И не только в миру, но и в монашеской общине.

Через жажду Бога и восставание

И это еще не все. Если человек позволит, то Бог может освящать человека в любых обстоятельствах другими способами, которые на первый взгляд не выглядят орудиями освящения. Это, во-первых, жажда-тоска по Богу и, во-вторых, героизм восставания.

Непрестанное взывание к Богу. Своей непрестанной жаждой возможно взывание Бога в каждой ситуации жизни, в какой оказался человек. Страдание из-за этой тоски очищает и освящает сердце. Возможно, что конкретный человек никогда не выполнит каких-либо важных общественных заданий, не узнает тайн духовной жизни и не будет иметь мистического опыта, никто не укажет на него как на образец для подражания – однако благодаря тоске по Богу, его сердце может достичь чистоты великих святых. Потому что к святости ведет не только время, место и жизненные задания. К святости ведет и огонь тоски по Богу, удерживаемый в сердце и завоеванный в трудных реалиях повседневности.

Героизм восставания. Человек, делая неправильные выборы (поступая греховно), собирает этим плохие последствия, проявляющиеся затем в виде различнейших страданий. И даже несмотря на то, что грехи эти были исповеданы и отпущены в Таинстве исповеди в духе сокрушения и удовлетворения, их последствия могут существовать в течении длительного времени, а иногда в течении всей оставшейся земной жизни. Бог НЕ является автором таких страданий, которые произошли по причине выбора человеком зла. Бог не хочет страданий. И нельзя освящать такие страдания, утверждением, что „Бог нам послал их”. Бог нам их не посылал. Но поскольку Он любит человека безконечной любовью, то включает эти страдания в свои извечные таинственные планы. Поэтому такие страдания могут стать путем освящения человеческого сердца, когда человек эти страдания будет:

  1. соглашаться переживать в духе удовлетворения за грехи,
  2. вверять их Сердцу Христа и
  3. нести их с терпением.

Однако такое принятие страданий отнюдь не означает, что они станут легкими. Неизбежно будут появляться: и периоды сомнения и отказа, потери надежды; будет появляться в душе состояние осуждения, искушающего против Божьего милосердия внешней безсмысленностью страданий и т.п. Именно тогда, поднимаясь с колен наперекор всему, вновь и вновь отдавая в руки Христа свою драматическую ситуацию, нужно бороться с голосами-помыслами, говорящими: „ты не дойдешь.., ты не выдержишь…”. Делая это многократно, раз за разом, человек постепенно обретает такую способность героического восставания.

Кроме того, святость добывается путем терпеливого перенесения: человеческой злобы в отношении себя или несправедливых обвинений, или непонимания ближними, или предательства, или одиночества, или болезни тела, или переживания страхов или депрессий, или следствий собственных грехов, или молитвы в период духовной сухости, или вновь повторяемого прощения и т.д. И конечно же – борьбы с собственными вредными привычками или какой-либо зависимостью.

Смирение. Бывает, что Господь ставит человека в благоприятные условия: хорошее религиозное воспитание, образование и работа согласно призвания, отсутствие вредных зависимостей. В таком случае может рождаться жажда „великих духовных дел”. Особенно это свойственно людям, практикующим более-менее углубленную духовную жизнь. Эта жажда „великих дел” – может быть помимо прочего – неосознаваемой человеком проявлением его гордыни. Действительно, „великая энергия рождается лишь для великих целей”, но эти великие духовные цели будут абсолютно недостижимы без ВЕЛИКОГО СМИРЕНИЯ. Опыт жизни выдающихся святых показывает, что чем выше цели, которые распознавали эти святые как Божьи планы о них самих, тем БОЛЬШЕЕ требовалось СМИРЕНИЕ, чтобы их реализовать. И тут Католич.Церковь нам дает замечательный способ так называемого „малого пути”, который был ярко представлен жизнью и деятельностью св. Терезы из Лизье (Младенца Иисус, Малой). Об одной стороне этого пути мы уже упоминали чуть выше („нули” мелких дел, которые надо превратить в нечто значительно более ценное, жертвуя их Богу с любовью и радостью).

К святости через скрытость

Но еще одной стороной этого „малого пути” является способ „скрытой жизни”. Вот что св. Тереза Малая пишет об этом:

„Иисус – это скрытое сокровище, безценное добро, которое так мало душ умеет найти, ибо оно скрытое, а мир любит то, что блестит… Чтобы найти [эту] скрытую вещь, нужно так же скрыться. Поэтому наша жизнь должна быть тайной [скрытой]! Мы должны стать похожими на Иисуса, лик которого был закрыт”.

Имеется в виду Его скрытая жизнь в течении долгих десятилетий в Назарете. Тут святая Тереза Малая говорит о тайне скрытия нашей жизни. Мы все призваны к близкой дружбе с Христом. Но много, очень много людей не входит в глубину этой дружбы из-за того, что они не предпринимают усилий чтобы встретиться с опытом укрытия себя. Оно – вещь очень непростая. Так как требует повернуться в сторону, противоположную естественным склонностям человека.

Иисус – сокрытое сокровище, и по-настоящему находит Его тот, кто сам становится скрытым. Такая позиция противоположна нашему едва ли не глубинному желанию стать известным, видным, признанным, тем, кем интересуются, у кого спрашивают совета, с кем стараются найти дружбу и принятие. Сестра Анна Пресвятого Сердца, которая семь лет жила в монастыре со св. Терезой Малой признавалась:

„О ней ничего нельзя было сказать; она была очень милой и очень скрытой, ее не замечали, и я никогда бы не догадалась о ее святости”.

Сокрытие себя с Иисусом – это одна из жизненных позиций, которая наиболее захватывает Божье Сердце. Причем так, как ни одна другая жизненная позиция. Именно ее ставил в пример Христос в своей земной жизни. Вспомним только о нескольких способах этой укрытой жизни. Это наставление Христа о том как надо:

  1. скрыто от людей давать милостыню,
  2. как скрыто молиться в своей комнате,
  3. как тайно от людей соблюдать пост.

Заметим, что это – главнейшие поступки освящения человека. Среди окружавших Его людей, Христос показывает и хвалит примеры: убогой вдовы, скрыто отдававшей свои последние гроши Богу; Марии из Вифании, молча сидевшей у ног Господа во время Его визита к ним в дом; Апостола Иоанна, который на Последней Вечери держал свою голову на груди Господа; пример отважной Вероники, которая на Крестном Пути Господа тихо приблизилась и отерла Ему лик; но прежде всего – мы видим недостижимый пример истинно скрытой жизни, деятельности и сострадания своему Сыну Пресвятой Богородицы. „Се матерь моя и братья мои” (Мф 12,49) – говорит о всех них Иисус. На языке ментальности того времени это означало того, кто воистину близок Господу. Глубина близости с Иисусом Христом измеряется глубиной сокрытия себя с Ним в повседневности жизни и в опыте молитвы. Каждый человек призван реализовать эту тайну сокрытия, которая всегда согласуется с волей Божьей о каждом человеке (т.е. о согласуется с призванием каждого человека).

Примеры святых показывают КАК это сокрытие реализовалось в их жизни. Стражем этой сокрытости были прежде всего простота, обычность, покорность, неизвестность и непризнанность. Лишь человеческая слепота сердца ввиду отсутствия чрезвычайных харизм в святых людях, находила повод для нытья и критики в их адрес. И это не случайно. Ведь человек слишком часто не понимает Божьих парадоксов. И прежде всего не может понять, что отсутствие признания-известности – это один из видов великой благодати, которую Иисус может влить в сердце человека. Кстати, эта неизвестность являет собой ценную среду глубокой интимной молитвы.

Только во всех этих ситуациях и способах надо не забывать обращать свой взор и молитву к Богу, что наиболее плодотворно получается, при обращении к Пресвятой Богородице, которая дана нам Господом для особой помощи в подобного рода сражениях. Причем молитву не просто как взывание о помощи, но молитву-отдания себя целиком (посвящения себя) и своей ситуации Пресвятой Деве Марии. Она, будучи в чрезвычайно близкой связи со своим Божественным Сыном, и пройдя путь повседневной земной жизни в страданиях и укрытии, обязательно даст нам реальную помощь в достижении воли Божьей о нас, т.е. в достижении нами святости.

Подготовил Г.Крижевский, по материалам:
о.Jerzy Zieliński OCD, Jak się modlić; Prawa duchowego wzrastania; Kraków 2012;
A.Marchetti OCD, Zarys teologii życia duchowego, Kraków 1996.