ЗАВИСТЬ. ЧТО ЭТО И КАК С НЕЙ БЫТЬ?

Зависть — один из семи главных пороков (не грехов, ибо грех — это всегда поступок), которые мы носим в себе до последнего вздоха. Кроме гордыни, всегда активной в нас (матери ВСЕХ грехов и пороков), остальные шесть пороков находятся в разном состоянии активности — от спящих в летаргическом сне до мучающих нас изо всех сил: гнев, жадность, зависть, блуд, обжорство-пьянство, лень.

Как любое явление нашей внутренней жизни, порок зависти имеет два аспекта — естественный и сверхъестественный. Зависть в аспекте естественном — это наследие, доставшееся нам от предков как склонность нашего характера впадать в уныние и печаль, когда мы у кого-либо видим что-либо «лучшее, чем у нас». Без разницы что — вещь, способность, черту и т.д. Как мы знаем, естественную склонность, которая является грехом, согласно 10-й Заповеди Декалога, необходимо изживать. Бороться с ней, не соглашаться с ее господствованием в нас, не признавать ее чем-то «нормальным», допустимым. Кстати, может это совпадение, но в православной и протестантской традиции, зависть не является отдельным грехом согласно Декалога, но входит вместе с «не пожелай чужой жены (чужого мужа)» в одну 10-ю Заповедь; тогда как католическая и лютеранская традиция разделяет эти указания Бога на две Заповеди, объединяя в 1-ю Заповедь: «не почитание других богов» и «не делание себе кумира» (которые православная и протестантская разделяет на две Заповеди). И именно в народах, принадлежащих к восточно-христианской традиции, зависть является много более сильной, чем в народах западно-христианской традиции, о чем писали на протяжении многие исследователи.

Изживать естественную склонность зависти требуется постоянными упражнениями. Но как учит опыт, данные упраженения без сверхъестественной Божьей поддержки почти всегда обречены на провал. Потому что зависть имеет своих невидимых глашатаев — злых духов, которые мастерски умеют подбрасывать нам помыслы. Помыслы, которые мы почти всегда принимаем за свои внутренние мысли, что совершенно не так. Да, каждый демон (а у нас у каждого есть свой личный демон-искуситель), является мастером введения нас на дорогу обмана-лжи, ненависти к себе и ближнему и активизации нашего самого «слабого места» среди 6-ти главных пороков (гордыня в нас постоянно активна). Христиане, которые часто жалуются, что к ним приходят внезапные завистнические мысли при взгляде на добро ближних, соглашаются, что при более внимательном присматривании к этим мыслям, они выглядят как приходящие извне. А раз эти мысли, на которые мы клюем как рыба на приманку, заглатывая ее вместе с крючком, — исходят НЕ от нас, а от демона, то можно научиться тут же отфутболивать их вместе с их суфлером, громя словами: «Именем Иисуса Христа, прочь от меня, мерзкий дух зла!, прочь от меня со своими грязными помыслами! я не буду «жевать» твои гнусные помыслы, зажигаясь завистью!» Можно и нужно вложить в эти слова ВЕСЬ свой гнев, не боясь его — потому что это гнев — против самогО зла-греха, против которого мы имеем право и обязанность питать непримиримую вражду и ненависть. Т.е. христианин имеет право ненавидеть ЛИШЬ ненависть — зло и грех. Ибо та или иная форма любви к ним (как и заигрывание с ними, игра или шутка с ними) — есть грех. Причем такой само-экзорцизм — единственный безопасный для нас. Применять подобные формулы против злого духа в другом человеке КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещено!! Ибо это может делать ТОЛЬКО особо назначенный епископом священник-экзорцист. Самоуправство с экзорцизмами в отношении других людей сурово карается: опыт учит, что неуполномоченный «горе-экзорцист» атакуется демоном настолько жестоко и неожиданно (даже если тот «одержимый» человек — нам оч.близкий и даже родитель), что можно получить увечья, причем серьезные, а в некоторых случаях вплоть до летального исхода…

Возвращаемся к зависти. Итак, она взрастала в нас годами, если не десятилетиями. И это при том, что мы имеем к ней прирожденный «талант», который злой дух оч.искусно развивал в нас годами, превращая зависть в тяжелую зависимость — вредную привычку. Т.е. — в еще один наш тихий «алкоголизм», который, как правило останется в нас до последнего дыхания. Поэтому бороться с пороком зависти мы будем всю оставшуюся жизнь — в той или иной степени. Мотивом для этой борьбы является не только 10-я Заповедь. Но и полная абсурдность-нелепость данного вредного порока: переживая печаль от чужого добра мы ничегошеньки для себя НЕ получаем. Только лишь теряем. И что еще хуже — начинаем клевать как рыбка еще и на приманку злого — на его помысел-искушение не только приобрести («любыми судьбами!») то, что вызывает в нас зависть, но и «отомстить»: украсть, лишить обладателя — этого чего-то доброго, чего у нас нет. Люди порой доходят до тяжелых преступлений, чтобы добиться лишения ближнего этого добра-вещи. И всё ради ЧЕГО ?.. Итак, главное зло зависти в том, что она вызывает в человеке НЕНАВИСТЬ к другому человеку, рождает в нем анти-любовь. Выходит, что она не только мешает нам взрастать в бескорыстной любви к ближнему (смысл нашей жизни), но наоборот, вызывает внутреннюю и очень глубокую ненависть к нему — зачастую в виде затаенной обиды, неприязни, отчуждения и т.п. Это еще раз ярко показывает главного автора и «активизатора» данного порока в нас. И следовательно, дает нам мотив для избавления от его подшептов и от нее самой. Еще одним — куда более худшим проявлением зависти является зависть Божьих даров ближнему. Такому завистнику кажется, что Бог его обделил, что Бог несправедлив, что Он почему-то дает больше «этому человеку, хотя я потрудился куда больше его!!» Христос не зря дал нам притчу о «виноградарях последнего часа», которые за какой-то один час работы на винограднике получили от его Хозяина столько же, сколько те, кто проработал там все 8 часов. Тут Господь особо подчеркивает, что те, ропчущие совершенно не правы, решая сколько и кому должен давать Бог. Ведь они не могут приказывать самому Богу, что есть суть ТАКОЙ, духовной зависти. И это еще ярче показывает, что подобный порок — исчадие ада. Ведь только демоны во главе с сатаной вечно недовольны Богом, они ненавидят Его и Его законы, желая нам, глуповатым и слеповатым людям навязать свою идеологию «механической справедливости», которая не знает истинной, Божьей Справедливости. Которая зная абсолютно ВСЁ о человеке и причинах его поступка, в своей сути является Божьим Милосердием (как об этом писала св.Фаустина Ковальска). Мы же — как всегда ЛИШЬ частично — видим только маленькую часть этого «айсберга», и по этой частичной внешности зачастую выносим свой приговор-осуждение человеку. Что, кстати, Господь и запретил нам делать, оставляя суд над человеком исключительно для Себя (призывая нас лишь мудро делать суждение о поступке человека, еще более мудро и деликатно учась это суждение выражать ему или не выражать). Ведь к примеру, тот, кому мы завидуем из-за духовных благ, на самом деле может перестрадал из-за их отстуствия в себе многие годы или десятилетия — невидимо, не проявляя этого вовне (что может видеть только Бог), чем и заслужил себе данные духовные дары. А нам кажется, что мы своими благочестивыми (побожными) практиками чуть ли не с колыбели, «заслужили куда больше, чем этот/эта выскочка — бывший(ая) атеист(ка)!» Увы, чисто человеческая справедливость — всегда ущербна, ибо она по сути слепа и глупа, в сравнении со Справедливостью Божьей. Зло духовной зависти настолько велико, что она относится ко «грехам против Духа Святого», которые «НЕ прощаются ни в сем веке, ни в будущем» (ср. Мф 12,32). И тут повторим, проблема НЕ в том, что Господь Бог не может простить этого греха, а именно в том, что мы, пребывая в таком грехе закрываемся от Его прощения, отвергая его. А значит — отвергаем свое спасение. Причем духовная зависть и зависть материальная — это по сути — лишь уровни в пути нашей деградации, если только мы не противостанем данному пороку самым решительным образом. Большую силу в борьбе с этим злом в нас мы можем и должны черпать в Таинстве Исповеди. Сколько бы раз мы не переживали зависть (заметим: каждый раз это лишь поддавки приманке от злого, и вхождение в милый диалог с его помыслами и согласие с ними), столько раз мы должны исповедовать этот грех в Таинстве, ни в малейшей степени не стесняясь делать этого перед священником. Сказанное НЕ относится к тем, кто склонен к скрупулезе (для них и только для них подходы к Исповеди — частота и глубина — совершенно иные, много реже и поверхностнее; иначе это Таинство будет для них не помощью, а сильной помехой для дух.развития). Но кроме того, что мы принесём эту свою греховную слабость на Исповедь, чтобы там «разделаться с ней», мы должны, заметив ее в себе, приучиться делать следующее: тут же взмолиться Господу (или Его Маме), показывая Ему (Ей) свою слабость-податливость злому навыку и помыслам. Показывая «свою» зависть: простодушно, доверчиво, без боязни (ведь Господь итак всё видит в нас), без масок-и-ролей, и сопровождая такое открывание своего порока сердечной молитвой — самой для нас любимой-сильной. Чем быстрее мы войдем именно так — по-детски непосредственно и как можно глубже — в препадение-стенание перед Господом о своей слабости, показывая ее Ему, — тем сильнее будет помощь Божья; которая будет (при таком ‘приеме’) постепенно все сильнее и сильнее вырывать нас из «ловушки демона». Особенно эффективен такой прием в самом-самом начале, когда мы — уже зная свою склонность, лишь ощущая приближение к нашему сердцу так знакомого «завистливого чувства» и вызывающих его помыслов (от демона-активизатора), — ТУТ ЖЕ показываем их Христу (Его Маме) по-детски чистосердечно признаваясь в этом и «включая» какую-либо сильную молитву. Проделав это, вы будете приятно удивлены КАК оказывается легко побороть эту мерзостную зависть в самом начале ее «приступа». Только тут оч.важно не впасть в эйфорию от победы, ибо злой, цепляясь за это «летучее воспаление нашей гордыни» из-за этой маленькой победы, может тут же жахнуть по нам так сильно, что, духовно сбив нас с ног, введёт в зависть, усиленную как никогда. Поэтому, ощутив ослабление в нас завистливых помыслов-желаний, тут же от всего сердца НЕОБХОДИМО возблагодарить Господа. Кстати, приведенным ‘приемом’ мы можем и должны побеждать все остальные свои пороки, которые приходят от помыслов, втягивающих нас в омут-трясину, засасывающую наш разум-волю-чувства.Когда зависть (или иной наш порок) становится грехом? Тогда, когда мы соглашаемся ПОСТУПАТЬ под его воздействием-внушением. Точнее, когда наша воля дает согласие на поступок-грех. До этого момента наш порок — пока еще только искушение, но не грех. Когда же мы принимаем наш порок и поведение по его внушению-вдохновению как «нечто нормальное», и перестав бороться с ними, постепенно потакаем, взращиваем-лелея его и его предложения, не желая с ним сражаться, тогда он становится смертным грехом. Т.е. когда воля становится злой в тяжелой материи («чихать мне на Божью Заповедь» или «аа, гл.порок — чего с ним бороться!») и с полным осознанием-пониманием того «ЧТО я совершаю» есть зло-грех. Но пока мы не принимаем свой порок как норму, пока сражаемся с ним, пускай годами и десятилетиями, пускай даже падая, изнемогая в борьбе с ним, но пока НЕ желаем его в нас, пока страдаем душой от его в нас действия, пока исповедуем его в Таинстве, желая победить его в себе, ненавидя его — до тех пор эта греховная слабость, которую мы реализуем в виде поступков — НЕ есть смертный грех, а грех слабости…

——

Автор подборки: Крижевский Г.А., д-р теологии.