ЧТО ТАКОЕ ЭКЗОРЦИЗМ

Катехизис Кат.Цер. учит: «Когда Церковь требует гласно и авторитетно именем Иисуса Христа, чтобы человек или предмет был защищен от напастей лукавого и вырван из-под его власти, речь идет об экзорцизме. Иисус изгонял бесов, и от Него Церковь получила власть и обязанность совершать это. В упрощенной форме экзорцизм производится при совершении Крещения. Экзорцизм торжественный, называемый «великим экзорцизмом», может совершаться только священником и с разрешения епископа. … Экзорцизм направлен на то, чтобы изгнать бесов или освободить от бесовского влияния духовной властью, доверенной Иисусом Его Церкви» (п. 1673).

Итак, экзорцизм (от греч. «exorkidzen» – заклинание, обязательство) — это изгнание демона из тела человека, ибо душу он захватить не может (о том как и почему падший ангел проник в тело мы поговорим отдельно). Экзорцизм в Катол. Церкви — это особый обряд благословления епископом или священником человека молитвами согласно Служебника — богослужебной книги для всей К.Ц., в которой прописаны различные молитвы благословлений, в том числе — экзорцизмов. По своему рангу этот обряд ниже Таинств (Сакраментов), и относится к так называемым сакраменталиям. Главный акт священника в экзорцизме — приказ злому духу Именем Господа Иисуса Христа покинуть тело человека. Катехизис обращает особое внимание, что к этому обряду «надо приступать осторожно, строго соблюдая правила, установленные Церковью» (там же). Эта осторожность — следствие тяжелого опыта — из-за крайне опасной агрессивности, какую зачастую проявляют одержимые во время проведения экзорцизмов. Когда подобные приказы демону пробует давать человек, не являющийся священником, или не имеющим на то полномочия от епископа, то очень часты тяжелые увечья и даже гибель горе-экзорциста от рук одержимого. Именно поэтому и Кодекс Канонического Права Катол.Цер. строго утверждает: «Никто не может на законных основаниях применять экзорцизмы к одержимым, не получив у местного Ординария [т.е. действующего епископа] особого и прямого разрешения на это. Пусть местный Ординарий даёт [это служение] только пресвитеру, наделённому благочестием, познаниями, благоразумием и непорочностью жизни» (Кан. 1172).

Периодически приходится слышать от католиков, начавших серьезно практиковать духовную жизнь, что им «надо попасть к экзорцисту, чтобы кое-что очистить, освободиться в своей душе». Такое мнение — глубокое заблуждение. Прежде всего потому что экзорцизм — это не обычное благословление, это — чрезвычайное служение Церкви в лице священника-экзорциста. Можно сказать, что экзорцизм является ‘интенсивной реанимацией’ в духовной, а не телесной сфере. Ясно, что в обычной реанимации — за крайне малым исключением — никто долго не задерживается, и что туда попадают люди, находящиеся в совершенно отчаянной ситуации — на границе жизни и смерти. Поэтому экзорцизм никогда НЕ проводится над теми, кто совершенно не имеет проблем, связанных со злым духом (но кому так кажется) или над теми, кто болен психически. Катехизис К.Ц. так говорит об этом в пункте об экзорцизмах: «Совсем иное дело — болезни, в особенности психические, лечение которых относится к области медицины. Поэтому важно, прежде чем совершать экзорцизм, убедиться в том, что действительно речь идет о присутствии лукавого, а не о болезни» (п. 1673). По статистике последних нескольких десятилетий, среди тех, кто обращается к священникам-экзорцистам с серьезными жалобами на подозрение о собственной одержимости и при этом имеющих явные (а не мнимые-кажущиеся) проблемы, лишь ок. 7% требуют помощи экзорциста, остальные же 93% страдают не от духовных, а от психических/психиатрических проблем. Т.е. у них проблемы возникают не от злого духа (якобы вселившегося в них), а из-за разного рода или врожденных, или приобретенных (болезнь, травма) повреждений головного мозга, болезней нервной системы и т.п.

Бывают случаи, когда человек по нескольку раз ходит от священника-экзорциста к верующему психиатру/психотерапевту, а потом обратно, — пока ему будет поставлен диагноз — или одержимость, или психическая болезнь. Потому что внешние признаки и одержимости и псих.болезней могут быть похожими, но есть совершенно четкие признаки, которые однозначно отличают психич.болезнь от одержимости. Конечно, психиатр в данном случае должен быть человеком верующим, понимающим, что одержимость — это реальность, а не «миф или выдумка некомпетентных в психиатрии религиозных людей». Случаи же, когда одержимость и психическая болезнь существуют в человеке одновременно — уникальнейшие. Опытные экзорцисты зачастую приглашают на сеансы экзорцизмов верующих специалистов-психиатров. Например, духовный учитель священника Габриэля Аморта (главного экзорциста Ватикана; ум. 2016 г.) – отец Кандидо Амантини (о котором св.о.Пио говорил как о «священнике по Сердцу Божьему») приглашал поприсутствовать во время ритуала экзорцизма известного итальянского психиатра – проф. Мариани, как и сам присутствовал на приеме в клинике этого психиатра, чтобы набраться опыта и помочь при необходимости этому врачу в случае тяжелых пациентов с признаками одержимости. Отец Габриэль Аморт в своей книге «Исповедь экзорциста» пишет: «вызывают улыбку те «современные (католич.) теологи», которые считая, что они «открыли Америку», выдают как новость взгляд, что «психические болезни можно очень легко перепутать с одержимостью». Тогда как еще в 1583 г. в своих декретах Синода в Реимсе, К.Церковь утверждала, что «некоторые виды поведения людей, вызывающие подозрения в одержимости злым духом, могут быть попросту проявлениями психических болезней». И это тогда, когда еще не существовало никакой психиатрии, но теологи верили в истинность Евангелий».

Кроме того, надо помнить, что одержимость демоном как правило не приходит сразу. Обычно это долгий процесс, длящийся сколько-то лет, с нарастанием проблем (но бывают и случаи много более быстрые).

Можно сказать, что главнейшей причиной активизации опеки демонов над человеком является грех. Грех, многократно и сознательно совершаемый человеком — как добровольное и сознательное нарушение Заповедей Божьих. Особенно помогают усиливать воздкйствие демонов грехи, непосредственно направленные против Бога, такие как идолопоклонство (т.е. оккультизм-демонизм, все виды магии, практики Ньюэйджа), как и отвержение истин веры, бунт против Заповеди(ей) и/или проклятия ближнего с ненавистью к нему. Фактически любой тяжкий грех, т.е. тот, который совершается 1-в полном осознании что это грех, 2-с полной свободой человека (т.е. без насилия над ним страха) и 3-в тяжелой материи, — ведет к тому, что человек сам того не осознавая, приглашает злых духов к тесной опеке над собой. Ведь существует огромное количество демонов, которые специализируются на вовлечении человека в каждый вид греха и порока. Опять-таки тут мы не должны впадать в тихий ужас от такого соседства с нами злых духов. А наоборот, понимая истинную природу мироздания, существование сверхъестественного мира — в котором кроме Всемогущего Триединого Бога и Его Слуг существуют злые силы, которые имеют свою «сферу влияния» на людей, — должны спокойно и твердо держаться Бога и Его Сил, отвергая приглашения демонов ко греху (какими бы «логичными» они не были). Т.е. мы должны бояться НЕ злых духов, а ГРЕХА, который является самым «доступным» для них способом захватывать нас в их рабство.

Самая массовая причина одержимости – это нарушения 1-й Заповеди Декалога, когда христиане участвуют в разного рода оккультных практиках: магии, колдовстве, гаданиях; участвуют в сеансах спиритизма/ченеллинга; обращаются к профессиональным астрологам, биоэнерготерапевтам, медиумам, гомеопатам; увлекаются магическими играми; забавляются в хэллоуин и т.п. практики, которые открывают человека на (инициируют в нем) сожительство-дружбу с демоном. Конечно, если человек вовремя одумается и отречется от этой связи с оккультным миром демонов и от всей души покается в этом греху, и вернется к Господу (через молитвы и Таинства), то до одержимости может и не дойдет. Но если человек пребудет в такой связи, и особенно, когда он сознательно ее желает, то резко возрастает вероятность того, что демон начнет все более тесную опеку (вплоть до вселения в его тело). И освободиться от этой опеки (или прогнать демона) будет тем сложнее, чем дольше, глубже и сознательнее — человек входил в связь с силами зла через участие в магии-оккультизме, а по сути – сатанизме или его ньюэйджевских разновидностях. Особенно тяжелые случаи одержимости, требующие для исцеления долгих лет экзорцизмов, происходят тогда, когда человек не только сознательно и длительно пользовался услугами злых сил (для меркантильных целей), но когда он заключил договор с сатаной, подписывая его своей кровью (так наз. цирограф). Сегодня такой договор можно заключить даже виртуально, нажимая соответствующую кнопку на сатанинских сайтах в интернете. Но особо тяжелую, тяжелейшую одержимость могут получить те, кто прошел сколько-то степеней/ступеней реального оккультного/демонического посвящения чтобы творить зло (к примеру, чтобы иметь способность вредить на расстоянии или исцелять от телесных болезней, но ценой дух.погибели исцеленных и т.п.). Такой человек подобными ‘посвящениями’ просто приковывает к себе демонов, которые служа такому, затем — раньше или позже — абсолютно неизбежно дадут о себе знать, «придя расчитаться за выполненное ими».

Надо помнить, что одержимость — это не первая и не единственная форма воздействия злого духа на человека, но это — последняя и самая тяжелая форма. Всего существует несколько уровней воздействия злого духа на человека: 1-искушения, 2-навязчивые мысли, 3-мучения демоном человека, 4-одержимость. Кратко остановимся на каждом из них…

Первый уровень воздействия злого духа на человека — это ИСКУШЕНИЯ. Они — удел абсолютно всех людей. Нет на земле после Адама и Евы никого, кто бы не подвергался искушениям. Даже наш Господь был искушаем сатаной; так же — абс. все святые и все последователи Христа. Искушения — это тихие, но «липучие» мысли, которые приходят под видом собственных, но которые предлагают согрешить, или подталкивают к тому, чтобы человек потом легче выбрал грех («я достойна этого!!», «я имею право!!» и т.п.). Тут наша победа заключается в распознавании помыслов злого (они всегда ведут к ослаблению нашей дружбы с Господом), и отвержения их. Еще сильнее помогает тут же начать по-детски доверчивый разговор с Господом (или Богородицей), показывая Ему (Ей) приходящие помыслы-искушения — какими бы они грязными не были. Господь никогда не отвергает своих слабых деток, а наоборот, отвечая на наш акт доверия Ему и истинного смирения перед Ним, тут же прогоняет демона с его помыслами. Но мы должны помнить, что искушения-помыслы злого всегда жируют на наших внутренних слабостях-похотях, на каких-то — из 7-ми наших гл.пороков. Зачастую именно эти последние выполняют едва ли не всю ‘работу’ по искушению нас вместо злого, увлекая совершить грех.

Второй уровень — НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ (мании) от дьявола. Это более затяжные, систематические искушения в виде неожиданных приступов навязчивых мыслей, часто нелепых, но от которых человек КАК БЫ не в состоянии освободиться. Из-за них человек может впасть в отчаяние, в мысли о своем (в реальности — ложном) сумасшествии, вплоть до искушений покончить с собой. Навязчивые идеи почти всегда влияют на сон (взывая бессонницу) и сновидения, что усугубляет состояние. А тяжелый, непрекращающийся стресс приводит иногда к истощению – эмоциональному, так и физическому. Может показаться, что это сфера психиатрии. Но увы, едва ли не для ВСЕХ воздействий злого духа на человека можно легко найти психиатрические, психические и т.п. объяснения. Тут мы можем иметь дело со случаями, в которых ни один психиатр/психотерапевт не может ни поставить диагноз (или ставит формальный, чтобы не показать свою реальную беспомощность), ни тем более реально исцелить такого человека. Но при этом существуют четкие признаки действия злого духа (не одержимости). И тогда исцеление может прийти благодаря правильно поставленной духовной борьбе. Обряд экзорцизма тут излишний, тут хорошо помогают само-экзорцизмы страдающего, его усиленные молитвы, частая Евхаристия, акты вверения себя Христу (особенно — через ПДМарию).

Третий тип воздействия демона — ДУХОВНЫЕ МУЧЕНИЯ-ИСТЯЗАНИЯ им своей жертвы. Отец Аморт утверждает, что это разного рода недуги и болезни, от очень серьезных до легких, но НЕ связанные с одержимостью и не приводящие к потере осознания, к действиям или словам, за которые человек не несет ответственности (как при одержимости). Примеры этого из Библии: Иов не был одержим, но он болезненно переживал потерю детей, материальных благ и здоровья; сгорбленная женщина и глухонемой, которых исцелил Иисус, не были одержимы злым духом, но его присутствие причиняло им такие физические недуги. Св. Павел не был одержим, но его мучил злой дух, через телесный недуг («жало в теле») и «посланника сатаны», который бил ему пощечины (ср.: 2Кор 12,7). Так что нет сомнения, что причиной этих страданий был злой дух. Одержимости все-таки редки, но экзорцисты встречают немало людей, которым злой дух нанес большой ущерб их здоровью, материальным благам, работе, отношениям с окружающими. В данном случае требуется мудрость и рассудительность, чтобы не отнести к вмешательству злого духа разного рода болезни и проблемы, приходящие сугубо естественным путем. Освободиться же от таких воздействий злого духа нужно углубленной духовной практикой (молитвы, Таинства, благословления). К данному виду воздействия злого духа можно отнести его атаки против тела человека — нанесение им реальных, оставляющих следы — ударов, ушибов, ссадин, укусов и т.п. А кроме того, к данному виду мучений можно отнести явления полтергейста — пугающие людей: звуки шагов, крики, шумы — без малейших причин; перемещение предметов, мебели и т.д. — как единичные, так и на постоянной основе.

Упомянутые выше типы воздействия злого духа могут быть активизированы НЕ только участием человека в оккультных практиках. Эти воздействия могут быть следствием участия в оккультизме его родителей, близких родственников. А так же быть духовным испытанием (абс. НЕ связанным с участием в оккультизме), через которое человек может проходить в процессе своего серьезного духовного развития. Об этом свидетельствует огромная масса хорошо задокументированых случаев из биографий великих святых.

Четвертый тип — ОДЕРЖИМОСТЬ дьяволом. Это, как мы уже говорили, состояние, когда злой дух овладевает телом (но НЕ душой) человека, заставляя его делать или говорить что-либо, что угодно демону. Манифестации злого духа как правило, проявляются в одержимом в виде одного, или нескольких, или одновременно всех нижеперечисленных явлениях:

1) омерзение к свящ. христианским предметам (распятие, иконы, храм и т.д.);

2) свободное говорение (или понимание) иностранных языков, совершенно НЕ известных одержимому(ой), но с удивительной грамматической правильностью;

3) обладании им/ей необычайной силой;

4) обнаружении или знанием им/ей о скрытых вещах, неизвестных, но совершенно достоверных фактах и мн.др.

Они могут проявляться внезапно и так же исчезать, после чего человек оказывается как бы полностью внешне здоров. Но с особой силой манифестации злого духа в одержимом проявляются тогда, когда такой человек захочет освободиться от демона, и прибегает к помощи экзорцистов. Причем существует много разновидностей одержимостей, которые различаются тяжестью случаев и симптомами вплоть до внешнего отсутствия их до определенного момента. Тут надо помнить, что злой дух делает все возможное, чтобы не быть обнаруженным.

Есть два основных вида одержимостей — частичная и полная. Частичная, когда одержимый человек хочет избавиться от нее, прибегает к помощи экзорциста, обращаясь-возвращаясь к Богу. Полная же одержимость по сути неизлечима, поскольку человек, глубоко сожительствуя в своем теле с демоном(ами), не хочет от него/них избавиться, поскольку ему хорошо с ним(и). Ведь демон всегда поможет: с финансами, в достижении славы, земного успеха, комфортной жизни, даст «сверх-способности». Увы, такой человек не осознает КАКОЙ ценой он это получает — ценой своей Вечности в ужасном бесконечном аду.

По общей оценке священников-экорцистов, для исцеления-изгнания злого духа из тела человека требуется в СРЕДНЕМ 75 сеансов экзорцизма, проводимых один раз в неделю (т.е. 1,5 года). Бывают более быстрые исцеления за 1-5 сеансов, а бывают много более длительные, тянущиеся 10 лет и более. Есть случаи, когда даже самые именитые священники-экзорцисты так и не добивались полного освобождения человека (обычно это случаи тех, кто получил несколько степеней посвящения в сатанинских и им подобным сектах). Освободившийся же человек внутренне навсегда остается как бы покалеченным, переживая-вспоминая прошедший период одержимости как самую страшную и тяжкую полосу в своей жизни.

Одержимость, как правило приходит по вине самого человека, из-за его наивности и бездуховности, из-за желания ‘на халяву’ получить богатство, или славу, или физич.здоровье — из рук злых духов. Бывают так же случаи одержимости — следствия или участия родителя в черной магии (так наз. «порчи») над ребенком, или как неосознанная передача родителем своей (неосознаваемой) одержимости своему ребенку. Тут мы не учитываем случаи ‘полной одержимости’ профессиональных ворожей, магов, шаманов и т.п., которые часто передают свою одержимость (т.е. конкретных демонов) своим детям или наследникам в виде «своего таланта», считая это доблестью и выгодным бизнесом.

Господь Иисус и Его верные ученики (святые) учили нас НЕ бояться демонов, но остерегаться греха как главного способа получения тесного влияния-опеки над человеком. Мы должны, проявляя здоровую рассудительность, не банализировать их силу и влиятельность падших ангелов, но всегда помнить, что Христос-Богочеловек и Его Мама неизмеримо сильнее сатаны и всех злых духов вместе взятых. И что жизнь в освящающей Благодати, жизнь в живой непосредственной связи с Господом Богом, с борьбой и отвержением греха, с серьезной ежедневной индивидуальной молитвой, частым св.Причастием и регулярной Исповедью, в как можно более глубокой близости с ПДМарией, ангелами и святыми — залог нашего сильного духовного иммунитета, который (подобно телесному иммунитету), надежно защищает нас от злых духов.

Литература.

  1. Катехизис Католической Церкви.
  1. Кодекс Канонического Права.
  1. Rytuał Rzymski. Egzorcyzmy i inne modlitwy błagalne. Wprowadzenie ogólne do Rytuału.
  1. Nowy rytuał egzorcyzmów w języku polskim. Wprowadzenie.
  1. Ks. Gabriele Amorth, Wyznania egzorcysty, 1997
  1. Ks. Gabriele Amorth, Nowe wyznania egzorcysty, 1998.
  1. Ks. Gabriele Amorth, Egzorcyści i psychiatrzy, Częstochowa 1999.
  1. Свящ. Дэниэл Рихел, Интервью с экзорцистом, ютьюб-канал Вселенская Церковь по-русски, 2023 г.
  1. Свящ. Карлос Мартинс, Принципы противостояния демонам, ютьюб-канал Вселенская Церковь по-русски, 2023 г.

И множество публикаций на тему экзорцизмов и одержимостей на польском языке от известных священников-специалистов в этой сфере: Marian Piątkowski, Aleksander Posacki, Andrzej Zwoliński, Dominik Chmielewski, Piotr Glas и др.