Что такое ПРОЩЕНИЕ и как его достигать

Эта тема — одна из самых сложных и болезненных для христиан. Несмотря на частые упоминания о необходимости прощения в проповедях и реколлекциях, — ситуация изменяется крайне слабо. Потому что читать и слушать о прощении — это одно, а жить прощением — нечто совершенно иное. Тут мы опять сталкиваемся с феноменом нашего разума, который «выбегает» своим пониманием далеко вперед от наших воли-чувств-памяти (т.е. того, что мы называем «сердцем» в разговорном языке). И вот когда мы слушаем или читаем о прощении, нам может казаться, что дело сделано — мы уже простили всем и всë. Увы, зачастую это — лишь «интеллектуальное жонглирование» в нашем уме, реально оторванное от жизни наших воли-чувств-памяти, в которых непрощение может жить и действовать «своей жизнью». Поэтому можно каждый день принимать св.Причастие, молиться по нескольку часов в день, и при этом не догадываться, что вся эта духовная практика почти бесплодна, поскольку в душе нет прощения обидчикам… С другой стороны, огромная часть христиан в действительности НЕ понимает ЧТО ТАКОЕ прощение, нося в себе искаженное понимание этого явления. Они заблуждаются, считая что прощение: «это добрые чувства к обидчику» или даже «дружба с ним».

И вот, из-за этих ошибочных подходов (1-прощение чисто в уме, 2-непонимание сути прощения), духовные плоды многих христиан реально — ничтожны. Ведь непрощение является объективной стеной на пути Божьей благодати к человеку. Кроме того, непрощение (обиды, претензии, жажда месте) христиан своим ближним неизбежно дискредитирует само христианство в глазах неверующих.

Но неужели непрощение — это стена между человеком и Богом? Увы, об этом ясно говорит Божественное Откровение. В нем есть две молитвы, которые могут нас вести в ад (!) — это «Отче наш», и св.Месса. В это трудно поверить, но приходя на Евхаристию, — мы можем готовить себе вечное осуждение! Св. Ап.Павел учит: кто принимает Тело Господа или пьет «чашу Господню недостойно, (…) тот ест и пьет ОСУЖДЕНИЕ себе (…) Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор 11,29). Кроме того, мы можем собирать себе осуждение, произнося молитву Господню. Она — молитва особая: потому что была дана лично Христом и поэтому является образцом всякой молитвы. Из-за чего ее всегда нужно с осознанием и почтением. Греческая грамматика текста указывает, что это молитва не просто «7-ми просьб»; данные просьбы выражены в стиле «акростикэ» — «приказаний». Т.е. это молитва просьбы Богу в виде приказаний чтобы то, чего пока нет — появилось. Поэтому ее коллективно произносят стоя, а не на коленях или сидя. И вот данная молитва имеет одну-единственную просьбу-приказ, имеющую условие: «прости нам долги (=грехи) наши, как и мы прощаем должникам (=обидчикам) нашим» (Мф 6,12 и др.). Причем после того, как Христос закончил учить этой молитве своих учеников, Он тут же концентрирует их внимание на условие, настаивая: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6,14-15). Такое подчеркивание важности прощения означает и его крайнюю важность, и его большую трудность для христиан.

Если мы внимательно присмотримся к СУТИ Миссии Сына Божьего, то увидим, что она заключалась в полном прощении грехов абсолютно ВСЕМ людям во все времена — только бы они захотели принять это прощение и жить им, т.е. жить в дружбе с Прощающим Господом. Чем является прощение Бога людям? Тем, что Он не только прощает грех реально кающемуся, но и забывает об этом грехе на все время земной жизни. (Во время частного суда сразу после смерти будет еще раз пройдена вся «книга жизни» человека, и уведено все те последствия грехов, которые остались им не отработанными; но это — уже другая тема). Забыть грех — важная черта каждого истинного прощения. И к такому прощению призваны все. Но хотим ли мы ТАК прощать? Давайте представим, что во время Исповеди, мы получили уникальный дар и увидели, что исповедуемся не священнику, а самому Иисусу Христу, который выслушивает нашу Исповедь и отпускает нам грехи. Но поскольку момент прощения всех грехов был моментом мученической смерти Христа на Голгофе, то в исповедальне мы на самом деле стоим перед Распятым на Голгофе, где на Кресте висит Иисус Хрисос, который истекая кровью из-за ран, нанесенных моими грехами прощает их мне. Там нет прошлого, там вечное настоящее. И давайте представим, что Он выслушивает меня, и говорит: «Я прощаю тебе всë, но никогда не забуду того, что ты сделал Мне; и уже никогда не будет так, как это было до твоих грехов. Я прощаю тебе, но если же мы все-таки встретимся, то ты увидешь в Моем выражении и жестах как сильно ты ранил Меня; Я прощаю тебе, но не хочу больше с тобой разговаривать и т.д.». Хотел бы кто из нас такого прощения от Бога? Вряд ли.. Ведь если прощать, то уж так, чтобы потом о нанесенной обиде-грехе больше не вспоминать, как будто этого греха и не было вовсе…Есть у нас еще один вид псевдо-прощения — прощение с условием: «я прощаю тебе, но: …» Кто захочет такого прощения?

И проблема в том, что мы чаще всего именно так и прощаем нашим обидчикам, не осознавая, что совсем скоро мы будем молиться «Отче наш», где будем просить и даже приказывать Богу простить нас так, как я прощаю: моей соседке, моему мужу/жене, детям, начальнику на работе, знакомой/знакомому, тому человеку, который нанес мне ТАКОЙ огромный ущерб. «Прости мне Господи ТАК же КАК и я прощаю! Загляни в мое сердце — что там живет к моим обидчикам, и пожалуйста, прости меня так, как я им прощаю!» Этим я как бы говорю Богу: «относись ко мне так же, как я отношусь к своим обидчикам». Осознаëшь ли о ЧЕМ просишь Бога?

Иисус, открывая нам Своего Небесного Отца, который есть сама необъятная Любовь, оказывается твердо-неуступчивым в двух моментах. Первое, когда видит религиозное двуличие (фарисейсво), и второе — когда видит чье-то глубокое непрощение обидчику. В этих двух моментах «Отец ваш Небесный НЕ простит вам ваших грехов». А ведь непрощение человеку грехов Богом — является адом…

Чем является прощение в своей сути? Это — акт воли ХОТЕТЬ простить своему обидчику, НЕ обращая внимания на свои чувства к нему. Т.е. «я хочу простить!» И эта направленность воли — самое-самое главное, это — суть прощения. Понятно, что будучи сильно раненым своим обидчиком, человек не может не питать негатвных чувств к нему, особенно вначале. Но Иисус спрашивает нас: «ХОЧЕШЬ ли ты простить?» То есть речь идет прежде всего о нашей воле и только воле. Иисус ответил ап.Петру, что тот должен прощать своим обидчикам постоянно («не семь раз, но до седмижды семидесяти раз» — Мф 18,22, что в той ментальности означало «всегда»). И тут же, после этого рассказывает притчу о немилосердном должнике. Который служа у своего господина, оказался ему должен 10 тыс. талантов — сумму просто абсолютно нереальную для выплаты (ок. 350 тонн серебра). Видя, что должник не вернет, господин решает продать должника и его семью в рабство. Тот, падает к его ногам и взывает: «будь терепелив ко мне, и я все отдам тебе!». Ситуация абсурдная, потому что господин точно знает, что слуга никогда не сможет погасить ему свой долг, даже если бы тот жил еще сколько-то жизней на земле. Но Иисус говорит далее нечто совершенно неожиданное для слушателей — что господин сжалился над своим слугой и простил ему ВЕСЬ долг. Что-то непостижимое! Что это за господин?! И что это за абсурдная жалость? И за что? За то, что слуга лишь упал к ногам и сказал, что вернет весь долг? Это что-то очень странное — только что хотел продать слугу и его семью в рабство, а тут вдруг прощает ему весь долг. Что описывает этим Христос? Таинство Исповеди. 10 тыс. талантов — это наши грехи с точки зрения Бога.

Просто мы с вами живем с мире, где люди прикидываются, что Бога нет, а значит нет осознания ими своих грехов. Кроме того, дьявол так представляет-интерпретирует нам наши грехи, что они начинают выглядеть для нас просто «ничтожными грешками». Злой мастерски использует механизмы самооправдания-самозащиты нашей психики — во время Исповеди некоторые описывают свой грех так, что он выглядит как заслуга. Увы, каждый может подобным образом незаметно для себя поддаться дьявольской манипуляции, чтобы не стать в истине перед своим грехом. Однако если такому «слепцу» ближний причинит подобный грех-вред, тот возопиет: «как же так можно мне вредить?!»

Но неужели наш грех принес Богу такой большой вред в 10 тыс. талантов? Взгляните на Распятие.. истерзанное Тело Иисуса Христа. И это сделал твой и мой грех. Видели это Тело в фильме «Страсти Христовы» (реж. Мел Гибсон)? То было не лишь телесным страданием. Господь Христос страдал неизмеримо больше духовно, чем телесно. И все из-за грехов человечества. Он и умер от разрыва сердца, о чем свидетельствует кровь и вода, вытекшие из Его грудной клетки на Кресте. Выходит, что мой грех истерзал Бога, прибив Его гвоздями ко Кресту. Это и есть 10 тыс.талантов. И выплатить этот долг невозможно никакой жизнью, даже супер-продолжительной и гипер-активной добрыми делами. Это надо хорошенько осознать. Ведь Бог не просто свят, Он — свят в третей степени сравнения (т.е. есть «святое святых», а тут — «святейшее святого святых»). Ангелы неустанно поют Ему песнь славы: «Свят, свят, свят!» И даже если бы я совершил один-единственный самый малый грех в своей жизни, во всем остальном совершая лишь добрые дела, то умерев, я не мог бы соединиться с Трисвятым Богом в Его Царстве, будучи навеки отделен от него, т.е. был бы осужден в ад. Мы не в состоянии понять это. Нужно много просить Духа Святого, чтобы хоть немного это понять. И только благодаря тому, что Иисус взял на себя все грехи всего человечества, и заплатил за это своей бесценной Кровью Богочеловека, — я могу получить прощение моих грехов и соединиться с Трисвятым Богом. Только благодаря Ранам Христа, Его страданию, Его Крови.

Поэтому не «ведитесь» на лживые идеи неверующих людей о том, что мол, «я добрый человек и мне не в чем исповедоваться». Зададим такому вопрос: «ты что, не совершил ни малейшего греха в своей жизни?» Он ответит: «Ну что-то там немножко может и сделал недоброго..» Хотя такие люди по сути живут только для себя, и даже доброе делают людям для своей выгоды (не осознавая этого), и к тому же, обычно неосознанно живя грехом и тихо любя его. Причем они сегодня могут познать Христа и Его любовь, дар Спасения, но не хотят. Сколько ТАМ таких, кто из-за укорененности души во грехе, выбирают его, а не Бога? Ведь в притче о должнике Иисус говорит, что тот, кто НЕ хочет соединиться с Богом, покаявшись перед Ним, тот вводит себя в жуткое рабство. Другими словами, тот, кто утверждает, что ему незачем ходить в костел, на Исповедь, потому что ему не в чем исповедоваться, тот входит в рабство своих грехов и их последствий. Такой грешник неизбежно и незаметно создает вокруг себя атмосферу греха и его последствий, — атмосферу не Царства Небесного, а царства преисподней. Ведь чем ближе человек к Богу, тем лучше видит свои грехи, чем дальше от Бога — тем слабее видит свои грехи. А когда отдален от Него очень далеко, то вообще не видит своих грехов. И дьявол скрыто триумфует, ибо имеет такого в своих руках.

Но вернемся к продолжению притчи о должнике. Прощенный слуга выходит из дворца своего господина, простившего ему 10 тыс.талантов и встречает своего должника, который должен ему 100 денариев (т.е. 0,01 таланта или 1-у миллионную долю долга господину), и подбегая начинает душить того, крича ему «отдай мне долг!» и бросает того в долговую тюрьму. А кто этот НАШ должник ста денариев? Наш обидчик, кто сделал нам какую-то пакость; муж/жена, который(ая) предал(а) тебя; соседка, которая «достает» тебя; это твой шеф, который всеми способами утяжеляет твою жизнь и т.д. и т.п.. Другими словами — это тот, кто вредит тебе, кто должен тебе 100 денариев. И то состояние моего сердца к такому человеку «отдай мне что мне должен!» — есть убежденность, что раз он виновен, то должен попросить у меня прощения, чтобы я простил ему. «Как он/она мог(ла) ТАК ко мне отнестись!?! Как он/она мог(ла) сделать МНЕ ТАКОЕ!?! Я этого никогда не забуду!» Плюс — постоянный анализ зла, мне нанесенного — это то удушение и трясение должника с криками на всю улицу «отдай мне что должен!». И мы не осознаем того, как и СКОЛЬКО нам Бог прощает каждый день. Ведь если бы мы осознавали это, то прощали бы людям моментально и полностью. Поэтому великие святые, настаивали для своих подопечных хотя бы раз в день проводить молитвенные размышления о Страданиях Иисуса Христа. К примеру, св.Иоанн-Павел2 ежедневно проводил молитву Крестного Пути, а св.отец Пио советовал делать подобные размышления своим духовным детям 2 раза в день. Но зачем постоянно возвращаться к страданиям Христа? А для того, чтобы ежедневно осознавать факт, что Иисус простил мне долг в 10тыс.талантов, и как только кто-либо нанесет мне вред, первой моей мыслью было осознание того, что Христос простил мне все мои подлости, поэтому и я должен простить обидчику. «Я хочу простить тебя так, как мне простил Иисус». Если же я не буду действовать подобным образом, то постепенно мое сердце-душа будет отравлено непрощением. Когда в нем постоянно будет крутиться анализ всех видов вреда, причиненного мне обидчиками. Отсутствие прощения влияет на наше физическое здоровье. Носить в своей душе гнев, злобу, память о вреде и проч., приводит к тому, что наш организм от этого давления непрощения начинает болеть. Не случайно, все богослужения о исцелении начинаются с молитвы о прощении. Потому что никакая молитва об исцелении не поможет, если в сердце человека живет непрощение. Бывает так, что человек просит Господа о исцеление от рака, а Господь отвечает: «прости своей соседке, и болезнь покинет тебя». Увы, есть много болезней, причинами которых являются злые духи, что показывает Иисус в Евангелиях очень ярко. Бывает, что болезнь приходит из-за греха — что мы видим в описании паралитика в Евангелии от Ионанна, где Иисус вначале отпускает ему все грехи, а лишь потом исцеляет от паралича, говоря: «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5,14).

Вернемся к продолжению притчи о должнике. Другие слуги, увидевшие как прощенный должник кричит на своего должника, пошли и рассказали об этом господину. Иисус продолжает: «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф 18,34). Итак, если ты не прощаешь 100 денариев, то помни, что гнев Бога висит над тобою. А ведь нет ничего более страшного, чем Божий гнев над моей жизнью. И никакого Божьего благославления, лишь один гнев. Причем заметьте, тут Иисус ясно говорит, что в таком случае сам Бог водворяет такого должника в темницу, в руки истязателей (в др.переводах — палачей), пока не вернет всего долга. Кто эти истязатели? Демоны, которые имеют официальное право уничтожать твою жизнь. Причем ситуация такого должника безнадежна — мало того, что должен вернуть огромный долг, то к тому же находится в тюрьме, где его истязают палачи. Это ад на земле. Трудно представить себе что-либо худшее.

Может ты молишься о чем-то важном много лет подряд: о освобождение от алкоголизма для мужа; о возвращении к вере в Бога твоих детей, надсмехающихся над Ним; может — об освобождении от какой-либо злой привычки, превращающей твою жизнь в тюрьму; может ты истязаем демонами гнева, злобы, мести? или демонами болезней, страха, отвержения; демонами суицидальных мыслей? А все может быть из-за того, что ты носишь в своем сердце какое-то скрытое непрощение к своему обидчику. Подумай об этом. Может быть ты взываешь к Небу о разрешение какой-то трудной ситуации, а Иисус говорит тебе: «прости тому, тому и тому. Прости искренне. Не умеешь? Тогда проси Меня об этой благодати. Или проси Меня, чтобы Я в твоем сердце простил тому человеку». «Не умеешь прощать? Тогда проси Меня, чтобы Я любил того человека твоим сердцем. Или дай Мне твои глаза, чтобы Я смотрел на твоего обидчика через твои глаза, и тогда через них поплывет благословение и прощение». «Не умеешь прощать? Тогда делай так, как Я сказал св.Петру — если не получиться с первого, десятого, двадцатого раза, то с 77-го раза может начать получаться». А временами придется вслух произносить прощение своему обидчику (не обязательно в его присутствии) даже до 77-го раза, даже плача от боли и бессилия, борясь с искушениями отплаты и мести ему/ей. Но говорить «про-ща-ю! так как Иисус всë прощает мне, так и я хочу всë простить тебе!» Не останавливайся в просьбах к Богу о благодать для себя чтобы простить обидчику(ам), взывай к Богу до тех пор, пока вся тяжесть непрощения свалится с твоих плеч. Можно и другой молитвой, например — Иисусовой; или близкой твоему сердцу строчкой из какой-нибудь литании и т.п. И постепенно появится уже не желание отомстить, но сначала — безразличие к своей ране, затем постепенно — сочувствие к этому человеку, понимание его ситуации, затем очень неспешно появится любовь к нему с желанием бороться за его душу. Этот процесс может идти очень и очень долго. Но главное не останавливаться в нем. И всегда очень важно помнить, что это ТЫ ПРИЗВАН(А) к прощению, а если тот человек не хочет простить тебе, то это его дело, это сугубо его проблема, которую надо просто оставить Богу.

Нельзя путать прощение с примирением. Прощение — это когда я хочу простить и прощаю. Примирение — когда люди хотят простить друг другу. Может быть так, что кто-либо не будет хотеть до конца своих дней примириться с тобой. Оставь это. Ты прощай всë и всем. Прощай так, как Бог прощает. Если бы это было невозможно, Иисус нас к этому не призывал бы.

Сегодня очень популярно психологизировать прощение. Анализируем прощение подобно тому, как анализируем вред нам нанесенный. Однако прощение — это дар Бога, и об этом даре надо просить Его. Человеческого усилия тут слишком мало. Бог хочет, чтобы мы хотели прощать. Поэтому об этом даре надо настойчиво просить Его.

Только надо помнить, что христианский опыт учит: простив человеку с своем сердце, мы НЕ обязаны тут же внешне выражать это ему. Ведь если человек творит объективное (не кажущееся лишь нам) зло в отношении нас и при этом совершенно не собирается изменяться, то попытка высказать ему наше прощение будет им воспринята исключительно как то, что он/она «делал(а) все правильно!» против нас; что утвердит человека в злом поведении. А Христос учил нас ни в коем случае НЕ поддерживать зло-грех, тем более — не приучать к этому ближних. Поэтому исключительно в педагогических целях, мы имеем право и даже обязаны не показывать своего прощения обидчику до тех пор, пока он/она не захочет изменить свое отношение, обратиться и искать примирения с нами (но НЕ как манипуляцию-игру для использование нашего христианского способа жизни для своих корыстных злых целей).

Кроме того, прощение НЕ означает, что обидчик «автоматически» освобождается от компенсации за нанесенный ущерб. Конечно, если наше внутреннее великодушие, плюс — желание помочь исправиться обидчику (который этого хочет) могут быть таковы, что мы можем навсегда оставить вопрос реституции (компенсации ущерба). Но это не обязательно, и полностью зависит от ситуации. Еще одна частая ошибка христиан, что они определяют свое прощение — есть оно или нет? — по своим эмоциям-чувствам к обидчику. Это не верно. Потому что как уже было сказано выше, прощение — это РЕШЕНИЕ ВОЛИ, а не игра чувств или разума. А негативные эмоции к обидчику как правило еще какое-то время будут сопровождать нас, пока Господь своей благодатью не исцелит эту рану, и она не перестанет болеть. И повторим еще раз, прощение НЕ означает внешнего примирения; оно — идеальный случай, но как и все идеальное — увы, редко в нашей жизни. Некоторые считают, что необходимо молиться не только о дар прощения обидчикам, но и о дар забывания причиненных обид. Что по их мнению помогает достигать по-настоящему глубокого прощения. Да, в самом начале пути прощения эта способность не помнить обиды даже необходима. Но в последующем, это забывание должно стать ненужным. Ведь суть прощения не только в том, что я не питаю обиды-и-боли (желания мести) к обидчику, но просто не считаю вредом объективное зло, причиненное им мне. Ибо напитываясь любовью-агапе, мы учимся любить как Бог, и тогда начинаем видеть, что ВСË объективное зло, совершенное против нас, благодаря сотрудничеству с Богом, привело к еще большей нашей дружбе с Ним. Так как важный закон духовной жизни христиан гласит: «любящим Бога ВСË содействует ко благу» (ср.: Рим 8,28). Всë, а не «многое» или «кое-что». Ведь если мы пережили любовь Бога к нам, и осознали всем сердцем, что Он умеет нас ТОЛЬКО любить, то любое зло, направленное в нас от людей — это Его попущение, чтобы еще сильнее соединить нас с Ним. Именно поэтому у христиан среди людей нет врагов, враги — невидимые злые духи, с которыми нельзя иметь общение и надеяться на их исправление (оно абсолютно невозможно).

Очень важно периодически (в идеале — каждый день) делать анализ своего духовного состояния: не забралось ли в мое сердце за прошедший день/дни желание хранить разного рода обиды, непрощения, злобу, твердость («чтобы иметь под рукой «аргумент» того, насколько меня ранили-обидели»). И если мы едва заметим в себе такие ростки, то нужно вспомнить (или включить себе на экране фильм Мэла Гибсона) Страсти Христовы, упасть на колени и вспоминать (или смотреть) КАК Христос прощал нам наши грехи и грехи своих палачей. Затем хорошо бы пройти молитву Крестного Пути. И глядя на истерзанное тело Иисуса, осознать, что Он простил мне 10 тыс.талантов моих грехов против Него, поэтому я ХОЧУ от всего сердца простить моим обидчикам те 100 денариев = одну миллионную часть моего долга Господу. А переживая в душе упрямое «не хочу», молить Господа о способность хотеть. И Он обязательно поможет в этом…

Существует косвенный, но все же «индикатор», показывающий глубину нашего прощения обидчику. Это — беда, постигшая нашего обидчика (тяжкая болезнь, инвалидность, смерть). Если сообщение об этом вызывает в нас радость: «наконец-то гнев Божий и Его справедливость добралась до него/нее!!» — означает, что наше прощение было лишь поверхностным, не настоящим. Что в нас жила обида-непрощение нашему обидчику (или что мы еще только-только приступили к процессу прощения). Когда же информация о беде никак не задевает наших чувств — это уже лучше, ибо говорит, что раны нанесенные обидчиком в нас уже не болят, и прощение стало нашим уделом. Но когда сообщение о катастрофе нашего бывшего обидчика вызывает в нас ИСКРЕННЮЮ боль-сожаление, сочувствие несчастью того человека, то это говорит о том, что наше седрце-душа действительно насытилось любовью Божьей, которая любит всех людей по-отечески. За что тут же необходимо Его от всего сердца поблагодарить, осознав, что это Его 100%-ный дар, а не наша заслуга.

Нужно помнить, что смертельным грехом является наше полное исключение возможности прощения обидчику: из-за глубокой внутренней ненависти и/или когда это непрощение дает дурной пример окружающим. Мы должны прощать по примеру Христа – это не означает дружбу, но лишь прощение. Тут полезно вспомнить слова св.Ап. Павла: «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12,18). Надо подчеркнуть условный характер этого наставления – слово „если возможно”, т.е. когда это зависит от нас. Отсюда следует важная нравственная обязанность христиан – это участие в ликвидации конфликтов, а так же их недопущении. Но ни в коем случае нельзя отождествлять эту позицию с пренебрежением ко злу, с банализацией зла. Христиане НЕ могут примириться со злом, и не должны поощрять зло, но должны действовать по принципу: „побеждай зло добром” (Рим 12,21). Здесь надо осознавать глубокую деструктивность популярного сегодня принципа „толерантности ко всему”, в том числе – ко злу и греху. В Библии вообще нет термина „толерантность”. Толерантность может и должна применяться к заблуждающимся людям. Но толерантность НЕ может относится к таким понятиям как зло и грех. Так как при этом исчезают сами фундаментальные понятия: добро и зло, любовь и ненависть. А это неизбежно ведет человеческое общество к тяжелейшему нравственному кризису, который — если не будет преодолен — приведет общество к самоуничтожению. Ведь законы природы неумалимы, а пренебрежение ими (замена на свои лже-законы) всегда приводит к трагедии…

———-

По мотивам конференции кс.Доминика Хмелевского «О прощении» и др.источников. Автор подборки — Крижевский Г.А., Гродно, 2021.