Развитие наук и доступность образования привели к тому, что почти для всех людей понятие «закон природы» стал чем-то само собой разумеющимся. Объективность и неумолимость этих законов — физических, химич., биологич. и проч. — нечто совершенно обычное и понятное всем. Но к сожалению, у большинства современников нет понимания, что существуют не только законы видимой природы, но и законы «духовного мира» наших поступков, мыслей и решений (невидимого мира, который фактически есть «частью» мира, где «живëт» Бог, ангелы, души умерших). Т.е. сегодня оч.слабо осознание, что существуют объективные и неумалимые законы нравственности, действующие НЕзависимо от наших знаний их, или незнания о них, от наших желаний или требований. Такое непринятие возникло прежде всего потому, что последствия нарушений нравств.законов, в отличие от законов материального мира, почти всегда НЕмгновенно, но проявляется через лишь какое-то время спустя (минуты, часы, дни, месяцы, годы). Причем проявятся эти последствия неизбежно – либо в земной жизни, либо при (или после) смерти человека. Такова природа нравственных законов.
Напомним, что понятие нравственность с объективной точки зрения означает «совокупность норм и оценок человеческого поведения». А по отношению к человеку, нравственность – это реализация человеком этих норм в своем поведении.
Рассматривая человеческий поступок, мы говорили, что нравственная ценность поступка зависит от отношения к нравственной норме (закону): предмета-объекта поступка (что делаю?), его цели-намерения (для чего делаю?) и обстоятельств (кто? где? когда? какими средствами?).
Кроме того, Бог, призывая каждого из нас к жизни, явно указал путь реализации этого призвания — выполнение Божественных законов (нравственного закона-права). —Триединый Бог-Личность — Создатель всего, является так же Источником всех законов природы. Его законы проистекают из Его мудрости и святости. Ни человек и никакое иное творение не является окончательной мерой и абсолютной нормой действия и не может быть источником объективных законов поведения, т.е. моральных законов (человек должен их лишь учитывать в своей деятельности, в том числе — законодательной).
Вообще, существует несколько уровней законов мира. Первый — наивысший уровень называется Вечный закон. Это — источник всех законов, всего права вообще. Он включает в себя абс. ВСЕ существующие законы природы. Одним из уровней, входящих в Вечный закон-право называется: естественное право-закон и закон, данный в Откровении. И лишь из них следуют законы, установленные людьми – церковные и гражданские (ср. ККЦ 1952). Каждый ремесленник или художник, прежде чем начать создавать свое произведение, имеет в уме идею, так что создание произведения является лишь внешней реализацией этой идеи. Подобным образом Бог – как Творец и Правитель мира, извечно обладает идеей всех сотворенных вещей и планом, который имеет природу закона управления вселенной, т.е. — Вечный закон. Он называется Вечным, потому что находится в разуме Бога. На земле, мы познаëм этот закон только по его последствиям. Совершенное познание Вечного закона (права), доступно только в Небе (как вИдение нами Бога лицом к Лицу). Итак, ВЕЧНЫЙ ЗАКОН (ПРАВО) – это существующий в разуме Бога принцип (закон, право) управления миром, определяющий деятельность всего сотворенного.
Всё сотворенное подчинено этому плану уже с первого момента своего существования. Неразумные существа подчинены этому закону (плану) неизбежно. Разумные — могут свободно содействовать или противиться реализации этого плана. Вечный закон охватывает как уровень физический, так и нравственный, как уровень естественный, так и сверхъестественный. Итак, ВСЕ известные (и неизвестные) человечеству законы природы входят в Вечный закон. Диапазон его действия – широчайший: ничто не существует и ничего не происходит, что не было бы предусмотрено или допущено этим вечным планом. Реализация Вечного закона во времени называется Божественным Провидением. Провидение направляет все сотворенные существа к цели, определённой Вечным законом, и обеспечивает выполнение этого закона. Вечного закон является источником и основой всех других законов. Ибо из него исходит и черпает свою обязывающую силу всякое право (ср. ККЦ 1951).
Естественный нравственный закон (право)
Существуют нравственные обязанности, вписанные в разумную человеческую природу её Творцом. На их существование указывает Библия, а ещё больше – всеобщее убеждение, выражаемое людьми на протяжении тысячелетий. Естественный закон – это часть Вечного закона для людей (разумных творений). Все принципы естественного закона опираются на одном врожденном требовании: следует делать добро и избегать зла, и следует соблюдать нравственный порядок, соответствующий человеческой природе. Естественный закон является выражением человеческой природы и поэтому обязывает всех, кто этой природой обладает. «Этот закон называется «естественным» потому, что разум, который его провозглашает, принадлежит естеству человека» (ККЦ, п. 1955). Новый Завет дает нам гл.положения естественного нравств. закона: — «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» — Мф 7,12; Лк 6,31. — «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?» — Ин 18,23. — «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую..» — Рим 2,14-16. Если люди нарушают естественный закон неосознанно, то они не совершают формальный грех, но совершают грех материальный, который также является определенным злом и поэтому их от этого следует удерживать. Естественный закон включает различные виды принципов: — основные — к их познанию приходит каждый способный мыслить (напр., «живи как человек», «делай добро, избегай зла»); и — непосредственные выводы, сделанные из основных принципов. К ним так же относятся Заповеди Декалога, за искл. 3-ей. К этим же выводам принадлежат так называемые «права человека» (даны ЛИШЬ для выполнения обязанностей) : — право обеспечения собственной жизни и жизни ближних; — право на почитание Бога; — право свободного выбора жизн.статуса (супружество, священство и др.); — право на частную собственность и т.д.
У естественного нравственного закона есть свойства. Это: 1. Автономность. Это право не навязано извне, но врождено каждому человеку. 2. Объективность: естественное право может отличаться от субъективной нормы — совести, которая в идеале есть голос этого права в чел.душе, но из-за разных причин может быть деформирована и даже заглушена. 3. Универсальность. Естеств.право обязывает ВСЕХ людей без исключения, все поступки должны быть согласованы с этим правом. 4. Неизменность: оно НЕ может перестать обязывать и не может перестать быть справедливым; не допускает освобождения от его соблюдения в отдельном случае (т.к. следует из неизменной природы человека и является выражением Вечного закона).
ПОЗИТИВНОЕ (т.е. писаное) ПРАВО (ЗАКОН)
Кроме «естественного закона-права», как бы заложенного в душу каждого человека, есть еще и ПИСАНОЕ, или так наываемое «Позитивное право». Оно разделяется на:- данное от Бога в Его Отркровении (т.е. в Библии) — «Божественное позитивное право», — установленное , «человеческое позитивное право»: 1)Церковное Каноническое право (закон жизни К.Церкви) и 2)гражданское право — в виде госуд-го законодательства.
1) Позитивное Божественное право Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет содержит прежде всего — нравственные предписания в виде Декалога (Исх 20,1-17; Втор 5, 6-21) — обязывающие ВСЕХ и ВСЕГДА, ибо это — нормы неизменяемого естественного права (тогда как входящие в Ветх.Завет обрядовые предписания Божеств. культа древн. Израиля и для него же — судебные предписания, — совершенно потеряли свою актуальность, ибо они не являются нормами естеств.права, и были даны на конкретный исторический период, который закончился). Нравственные указания Декалога можно свести к одной общей норме: «не делай зла». Новый Завет содержит закон, который можно свести к общей норме: «следует любить». Для этого нужно сначала выполнять Заповеди Декалога (не: убивать, красть, обманывать и т.д.) Но следует будет сказать: кто по-настоящему любит, тот не убивает, не крадет и не причиняет обиды ближним (ср. ККЦ 1962). Сущностью права Нов.Завета — закона Христа — является благодать — через которую человек соединяется со Христом. Если закон извне определяет лишь обязанность, то закон благодати делает возможным также и хотение, и выполнение (ср. ККЦ 1956-1957). Право Нового Завета обращено ко всем людям — как крещеным, так и не крещеным. Однако те, которые не знают Божественного права, данного в Откровении, нарушают его только материально (неосозанно).
Закон любви Христа, сконцентрированный в Нагорной проповеди (ср. Мф 5-) предъявляет очень высокие нравственные требования. Некоторым они кажутся практически невыполнимыми (напр., Лютер, считал, что Нагорную проповедь исполнил только Христос). Но тщательная экзегеза текста Нагорной проповеди показывает ошибочность такого взгляда. Адресатами являются все, кто уверовал в Него; нравственный закон Иисуса — обязывает всех и всегда. Хртстос гарантирует Своим ученикам помощь благодати — силу для выполнения того, чего сами они без благодати сделать не смогут. «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк 10,27). «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15,5). Св. Павел: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4,13). Предписание, данное в Нагорной проповеди: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5,39), не есть норма права для всех ситуаций, ибо было бы не всегда морально обоснованно: учит нас этому поведение самого Господа Иисуса. Когда служитель первосвященника ударил Его по щеке, Он не подставляет другую, но защищается: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин 18,23). Образный совет Иисуса «не противиться злу» означает, что мы в контактах с ближними преодолевали свой эгоизм, гордыню и руководствовались терпением и уважением. При этом христианам недопустимо потворствовать злу, поощрять его, приучая своим безаразличием к нему ближних.
Евангельские советы
Среди нравственных рекомендаций Евангелий, три носят название «евангельских советов»: бедность, целомудрие и послушание. Все христиане должны жить их духом в соответствии с индивидуальным призванием и благодатью, потому что закон любви Христа и Его призыв касается и обязывает всех христиан: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48); «Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6,36). Еванг.советы — это исключит. благоприятная возможность развития личности и самый верный путь спасения (ср. ККЦ 1973-1974).
1) Совет бедности . Речь идёт о приобретении особой свободы духа в отношении желания обладать, выраженного понятием «иметь», что особенно актуально в соврем. мире безудержного потребления. 2) Совет целомудрия. Целомудрие не является ценностью самой по себе, но делает способным к истинной любви. Конечно, совершенное (полное) целомудрие (безбрачие «для Царства Небесного») не всеобщее призвание, а лишь наделеннных особой харизмой. Но целомудрие в несколько иной форме (не абсолютной) — обязует и тех, чье призвание — супружеская жизнь. Это так называемое «супружеское целомудрие»: лишь один/одна супруг/супруга из всех людей на земле и на всю мою жизнь — может быть объектом моих сексуальных устремлений (все остальные для меня: для женщины: сын/брат/отец, для мужчины — дочь/сестра/мать); неиспользование в брачном сожительстве контрацепции, но природных циклов плодности. 3) Совет послушания. Это сознательное и добровольное, из любви к Богу, подчинение себя решениям правомочных руководителей, также и в том, что не является обязанностью. Гл.ценность послушания — в самой эффективной борьбе с гордыней. Ведь исполняя два предыдущих еванг.совета человек только подготавливается, а в послушании — реализует способность побороть внутренний эгоизм, что дает возможность реально осуществлять Заповедь любви к ближнему.
2) Человеческое позитивное право
Есть два основных вида сообществ: церковное и светское, поэтому и существует церковное (каноническое) право и светское (государственное) право.
Церковное (каноническое) право
Церковное право называется каноническим – от названия его отдельных статей, называемых «канонами». Это право хотя и НЕ имеет характера Божественного права, но оно тесно с ним связано. Во-первых, каноническое право основано Божественном праве. Во-вторых, кан.пр. точно определяет содержание Божествен. права, раскрывая его следствия. В-третьих, кан.право применяет общие принципы Божеств. права к конкретным потребностям жизни в том числе путем дополнения Божественного права новыми предписаниями (в виде точных правовых норм). Каноническое право издается церковной властью на основании мандата, полученного от Христа. Это право устанавливает необходимые для жизни Церкви правовые нормы. Нормы эти принадлежат к христианской нравственности. Поэтому они являются директивами, которые в существенных элементах обязывают совесть каждого католика.
Государственное право
Христианская нравственность признает правовые нормы, установленные гос.властью, не только как необходимые директивы поведения, но даже как нормы, обязывающие совесть настолько, насколько они соответствуют Божественному праву. Призыв соблюдать госуд-ые законы и быть послушным властям находится в Послании к Римлянам (13, 5-7) и 1 Послании Петра (2, 13).
Но всякий гос.закон, чтобы иметь обязательный характер должен проистекать из естественного права. В противном случае гражданин имеет право и даже обязанность так называемого гражданского неповиновения. Есть и другие условия, которым должны соответствовать госуд. законы, чтобы они могли стать нормами поведения, обязывающими совесть. Их установил еще св. Исидор Севильский, а после него – Декрет Грациана, св. Фома и много других христианских мыслителей и теоретиков права. Итак, госуд-ое право должно быть: 1- соответствующим (согласным с) Божественным правом; 2- справедливым, т.е. изданным законной властью и принимающим во внимание всеобщее благо, баланс пользы и трудности выполнения; 3- действительно нужным, т.е. обоснованным необходимостью общественной жизни, продиктованным условиями и обстоятельствами; 4- возможным для исполнения не только физически, но также и морально, т.е. не создающим гражданам больших трудностей для его выполнения; ибо человеческий закон должен считаться с человеческой слабостью.
Государственное право играет большую роль в формировании общественных нравов, а тем самым – в формировании нравственной восприимчивости граждан. Он выполняет не только предупредительную функцию по отношению к потенциальным преступникам, но также, хотя и в довольно ограниченной степени, функцию воспитательную, по крайней мере, в сфере законности.
Невозможность выполнения нравственного права
Следует различать невозможность физическую и невозможность моральную. Физическая — это отсутствие: физических сил, свободы действия, средств, необходимых орудий и сложившиеся обстоятельства; она всегда освобождает от обязанности соблюдения права. Под моральной невозможностью подразумеваются чрезвычайные трудности, большой страх, предвидение большого духовного либо материального вреда, просто героическое поведение.
Среди норм естественного права следует различать нормы запрещающие и предписывающие. 1) Запрещающее естественное право. Несоблюдение этого права не оправдывает даже смертельная опасность. Оно обязывает ВСЕГДА. Ибо естественное право запрещает то, что является злым в сущности. То, что является злым в своей сущности, нельзя делать даже ради избегания смерти. Например, практикование сатанизма, ненависть к Богу, убийство невинного человека. 2) Предписывающее естественное право. Когда выполнение предписаний естественного права сталкивается с большими трудностями, сопряжено с большим ущербом, то следует сделать вывод, что Бог не будет настаивать на их выполнении. Например, нет обязанности выполнять принесенный обет, спасать ближнего от временных несчастий, возвращать украденную вещь, если это связано с большой опасностью для жизни или грозит большим ущербом. Предписывающее Божественное право не обязывает к выполнению героических поступков. Вытекающая из этого права обязанность перестает быть таковой в случае больших трудностей.
Несмотря на допустимость в католической нравственности вышеперечисленных принципов, касающихся невозможности выполнения нравств. права, основным фундаментальным принципом христианской нравств-ти есть заповедь любви Бога превыше всего (всем сердцем), а ближнего – как самого себя. Указанные выше принципы даны с учетом человеческой слабости, но НЕ как поощрение нравственного минимализма. В свете этих принципов не теряет обязывающая и притягивающая сила программы нравственной жизни, данная самим Господом Иисусом: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48).
———
Составитель: Крижевский Г.А., по мотивам: вящ. А.Кокошка, Фундаментальная нравственная теология, Гродно, 2019 и др. источкникам.