Не обычно о СМИРЕНИИ…

Что такое смирение? В нашем менталитете оно ассоциируется прежде всего с внешним самоуничижением. То есть, с внешне-покорным тоном речи и взгляда, со скромной целомудренной одеждой и т.п.. Увы, все это хоть и нужные элементы смирения, но они — НЕ его суть. Ведь под такой, чисто внешней оболочкой может скрываться воспаленная гордыня, в чем можно убедиться, слегка «задев» ее — тогда вся «елейность» тона речи и взгляда как рукой снимает… Тогда в чем же суть истинного смирения? Суть смирения согласно всего многовекового опыта Вселенской Церкви (прежде всего — ее вел.святых) — это *осознаваемая-и-переживаемая нами правда о самих себе*. Правда о том, что всë, ну совершенно все доброе во мне — это НЕ моя заслуга-наработки, не моë «личное имущество» в виде моих способностей к добру (добродетели-навыки), — но ЛИШЬ дар Бога мне. Дар совершенно мною незаслуженный. Причем дар, который Бог может забрать в любой момент, оставив меня такого, каким я есть — «нагого» в своих греховностях и пороках. Но почему Бог попускает, почему терпит в нас эти пороки и греховности, которые для Него мерзостны? Во-первых, потому что дал нам полную свободу воли без которой не может быть истинной любви. А во-вторых, потому, что наши пороки могут подтолкнуть нас просить помощи у Бога, могут подталкивать нашу свободную волю к более близким отношениям с Ним. Ведь из-за первородного и всех других грехов, в каждом человеке зияет пропасть между ним и Богом. Пропасть, преодолеть которую можно исключительно пожелав этого; сам Господь в своей непостижимой деликатности к нам, и пальцем не пошевелит, пока мы Его об этом не попросим (тогда как злой дух умеет настырно-навязчиво пробиваться к нам со своими помыслами-искушениями). Итак, истинное смирение дает нам шанс и возможность приблизиться к Творцу. Поэтому Его Откровение неоднократно повторяет: «гордым Бог противится, (и лишь) смиренным дает благодать». Потому что, когда человек переживает себя как совершенство, как некую «полноту добра» даже в какой-либо сфере, то ему автоматически НЕ нужен Бог, не нужна Его благодать. «Ах какое блаженство знать, что ты совершенство, знать что ты — идеал!» — песенка Мэри Поппинс — пожалуй, идеальный образ глубоко возгордившегося человека. Такой человек ослеплен собой, своим совершенством (пускай даже маленьким, относительным). Зачем ему Бог? Ведь он переживает — зачастую не осознавая этого, что он сам — и есть бог — пускай даже в этой ограниченной сфере. Именно гордыня, обуявшая Люцифера (и тех, кто за ним последовал), сделала его ярым противником Бога. И падший серафим втянул в свой порок все человечество, соблазнив прародителей Адама и Еву. В каждом из нас этот порок живет активной жизнью. Именно поэтому опыт Вселенской Церкви называет гордыню «матерью всех грехов». Более того, порок этот живет и действует в нас непрерывно. А умирает он — по словам св.о.Пио — через 15 минут после смерти нашего тела. Его отравливающее влияние на нашу жизнь и вечность огромно. Именно поэтому многие великие святые называли смирение — не просто противоядием (антидотом) от гордыни, но КЛЮЧЕВОЙ добродетелью христианина. Ведь без истинного смирения невозможно жить и развивать в себе ни одну добродетель, даже такие как вера, надежда и саму любовь-агапе. Без смирения эти важнейшие добродетели будут в нас лишь их имитацией, которая рано или поздно рухнет (что бывает в момент смерти), обнажив наш реальный дух.уровень, т.е. реальную НЕподготовленность, НЕспособность для жизни в Небе.

Но обычно человек не видит свою гордыню. Потому что в нем постоянно работают психологические механизмы самозащиты (как отрицание в себе плохого). Каковы же главные проявления гордыни? Самый яркий — это осознание-ощущение себя духовно более высоким, чем окружающие. Пример этого показал Иисус в притче о двух молящихся в храме — фарисея и мытаря. Лже-молитва (акт гордыни) фарисея: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю…» (Лк 18,11). Данный вид гордыни — самый опасный, потому что он внешне наиболее «благородно религиозный» и менее всего заметный для его носителя. Тем не менее, именно он возводит наиболее непробиваемую стену между человеком и Богом (а значит и др.людьми). Другие проявления гордыни более очевидны — это: гнев, зависть, обжорство и пьянство, блуд и леность. Т.е. «главные пороки», часто ошибочно называемые как «7 главных грехов» (по сути они НЕ грехи, ибо грех — это всегда ПОСТУПОК, а тут — способность-склонность). Эти пороки живут в каждом человеке, но не всегда в активном состоянии. Все они «запускаются» (активизируются) гордыней — матерью всех пороков и грехов, которая ВСЕГДА активна.

Итак, если мы заметили в себе гнев (или другой гл. порок) в отношении кого-либо, то однозначно это — проявление нашей гордыни. Ведь именно то, что нас больше всего «заводит», нервирует — как раз и говорит, что это именно наша (а не лишь того человека) проблема, на которую мы так резко реагируем. Что же нам тогда делать?
Первое — осознать в себе проявление данного конкретного порока, который поднял голову. И не поддаваться искушению тут же оправдывать его рядом оч.логичных оправданий. Напр. просто сказать себе: «я гневаюсь». И тут же сразу поставить моральную оценку этому поведению: «это плохо, это — зло».

Второе — тут же НЕМЕДЛЕННО обратиться к Господу за помощью, показывая Ему с детской непосредственностью это мое поведение (слабость), не входя в роли-маски и проч.украшательства себя пред Богом, помня, что Он видит наше сердце, что Его не обманешь. Многие люди пытаются в одиночку справиться со своим пороком. Это тяжкая ошибка, т.к. неизбежен проигрыш, или еще хуже — победа лишь собственной силой воли, что только укрепляет гордыню (т.е. самообман: «я самодостаточен; Бог мне тут ненужен»). Но чаще всего человек раз за разом проигрывает это сражение, теряя всякую надежду когда-нибудь исправиться. А злой дух помогает в этом, подбрасывая свои помыслы: «не мучайся, ведь это так по-человечески; ведь все себя так ведут!», «тем более, ты в этой ситуации прав на 100%!» и т.д. и т.п. И человек с годами теряет всякий запал, всякую мотивацию к тому, чтобы научиться господствовать над своими пороками-слабостями. При этом незаметно приучается одевать маски, входить в роли (т.е. лгать) так, чтобы другие не подозревали о его пороках. Ясно, что данный путь НЕ для христиан, ибо ложь обязательно ведет к моральной деградации, к отторжению от Бога. Ведь отец лжи — дьявол, и человек обманывая себя и других неосознанно служит злому.

Третье — после осознания в себе и взывания к Богу о помощь, необходимо сделать анализ «почему я так поступил(а)?» Не обязательно тут же, можно немного позже, чтобы остыли эмоции (чему помогает концентрация внимания на спокойном дыхании — 5-7 сек.вдох, 5-7 сек. — выдох, в течении 7-10 мин. и/или последующая молитва). На этом этапе нас поджидает опасность вхождения в диалог с самим собой (реально — со злым духом) для самооправдания и впадение в оч.вредную саможалостливость (т.е. во временное воспаление гордыни-эгоизма). Поэтому анализ этот надо вести ТОЛЬКО перед Господом или Его Мамой Марией, очами веры осознавая Его/Ее перед собой с милосердным взглядом в наше сердце. А главный вопрос, на который надо искать ответ: «ЧТО во мне заставляет вести себя ТАК?» Т.е. мы должны глядеть внутрь себя, в свое сердце, а не вовне себя. Глядеть вместе с Милосердным Богом, прося Его о помощь в прозрении гл.причины. Это оч.непросто! Тут нужна усиленная молитва, ведь нам постоянно будет хотеться «соскочить» на другого человека, на продолжение спора, на обстоятельства, на примеры из жизни, фильмов, романов и проч., чтобы впасть в саможалостливость. Нет! Настойчиво просить Бога о свет в душе. Чему помогает: молитва и особенно — взгляд на Его абс.невинные Страдания на Кресте. Ясно, что сразу может ничего не получаться. Ведь все более-менее значительное в нашей жизни стОит многих трудов. Мы должны не сдаваясь, в молитвах искать причину нашего поведения. И Господь обязательно покажет ее. Она будет вначале казаться какой-то нереальной (ведь механизмы самозащиты психики активны), но вопрошая Бога вновь и вновь, причина эта постепенно (а может и вдруг) стать для нас очевидной: «так это же МОЯ гордыня!! Или: «это — мое упрямство», или «мое самовозвеличивание», или «моя зависть» и т.п. Осознание этого крайне важно, но недостаточно: ведь мы лишь осознали нашу «вредную привычку»-навык, в который мы можем легко впасть опять, даже не заметив того. Можно сказать, что это наш — какой-то там по счету — «алкоголизм». А с ним невозможно справиться без профилактики, т.е. без молитвы-просьбы Богу о невпадание в эту вред.привычку на сегодня; и краткие молитвы о том же в течении дня…

Неспроста еще древние христиане называли три «лекарства» от гордыни: 1) «проблемный» ближний, 2) обстоятельства, 3) свои слабости-немощи. Для неверующих эти три — сущее наказание, стоит только глянуть на то, чего желают их праздничные пожелания-поздравления или все их сериалы-романы-поэмы. Но для христиан как раз наоборот.

1) Так например, если у нас со всеми окружающими более-менее ровные отношения, но есть один человек, который постоянно нас нервирует. Этот человек не просто наш противник. Его присутствие возле нас попущено Богом. Зачем? Затем, чтобы мы увидели в себе то ЧТО заставляет нас гневаться. Ведь реально нас задевает НЕ тот человек или его поведение. Оно всего лишь как бы заставляет «звучать» нашу слабость, например: болтливость-сплетничанье, осуждение, зависть, жадность и др. пороки, — которые механизм нашей психической самозащиты (плюс — помыслы от злого) «перекидывает» на этого человека, возбуждая к нему неприязнь. Всерьез проходя те три шага, что мы описали выше (назвать эмоцию; воззвать к Богу о помощь; прорабатывать причину нашей эмоции в молитве перед Ним), христианин в конце концов осознАет для чего Господь попустил ему такого проблемного ближнего. Это осознание как глубоко сердечное переживание своей недостаточности, своей потребности-жажды в Боге для победы над этим пороком — и будет истинным смирением в данной сфере. Причем такой процесс должен привести к тому, что этот ближний перестает быть «проблемным», и становится нашим неформальным помощником-другом. Неформальным из-за того, что он не всегда может понять нас, и может не допускать мысли о примирении с нами; однако пускай нас это не волнует — ибо это уже его сугубо личные проблемы и выбор. Описанный способ является способом научиться по-настоящему прощать нашим противникам, исполняя этим важнейшую Заповедь Христа — любви к ближним-врагам.

2) Обстоятельства. Это всегда нечто внешнее — быт, зарплата, положение в обществе и т.п. Человек может иметь стойкое убеждение, что он «вечный неудачник», что некая «слепая судьба» постоянно к нему немилосердна (что есть грех неверия, нарушающий 1 Заповедь Декалога, игнорируя Всемогущего Бога, заменяя Его некоей «судьбой»). На самом деле, Господь попускает все эти проблемы, даже когда сам человек усугубляет их. Опять-таки как и в случае с «трудным ближним», Бог ждет от человека смирения — признания собственной недостаточности; умения довольствоваться необходимым (лекарство от зависти); жажду Божьей помощи — но НЕ в том, чтобы Он дал денег, должность, статус и т.п., а чтобы помог осознать и принять свое положение как вполне достаточное для спасения. Ведь самый сильный пример этого дал нам Сам Богочеловек — родившись в хлеву, 30 лет живший как оч.скромный работяга, и лишь последние 3 года жизни явивший Кем Он является, чтобы выполнить Свою Миссию спасения человечества. Воистину, пример Христа в Его земной жизни — говоря языком атеизма — пример гипер-«лузерства». Когда же «неудачник» внутренне и по-настоящему смирится со своим положением и приет его сердцем, тогда Господь может изменить его «плохие» обстоятельства. Но может и не изменить, если увидит наперед, что тот зазнается, впадет в тщеславную гордыню («смотрите — это Я сам всего достиг своим старанием!!»), устремившись в погибель вечную.

3) Наши слабости-немощи. Это всякого рода наши неспособности и телесные болезни. Если мы будем воспринимать их как некоего рода наказание-зло для нас, то это будет тихим бунтом против Бога. Ведь логически следует, что это именно Он «специально попустил для нас ТАКИЕ несчастья!». Тут как всегда злой дух оч.тонко и мастерски умеет подбрасывать нам свои помыслы, всегда такие логичные и внешне справедливые. Но это — ложь! Бог умеет нас только любить. И если нам попускаются подобные проблемы, то Господь знает, что мы можем (способны) преодолеть их: можем всем сердцем научиться обращаться к Нему, даже вопрошая «зачем?», но не замыкаясь в саможалостливости, а открывая свое сердце Ему, и рано или поздно придем к осознанию, что данный крест для нас — не проклятье и несчастье, а шанс и даже гигантский рычаг, могущий подбросить-приблизить нас к Богу так, как ничто иное в жизни. Тут как и в предыдущих случаях, мы должны с Божьей помощью, день за днем учиться менять нашу точку зрения — на истинно христианскую (т.е. объективно истинную) с — сугубо земной-меркантильной (о которой кричат не только праздничные поздравлялки-пожелалки, но и все медиа в режиме 24ч/7дн/365дн). Именно осознание нашего «несчастного» (по земным меркам) состояния как шанса, как возможности воспринять благодать Божью во много-много раз больше, чем к без этих проблем (к примеру, при отсутствии болезни или какой-то нашей фатальной бесталантности). Такое наше нахождение-стояние в истине и будет еще одним аспектом истинного смирения, неизбежно открывающим для нас потоки благодати Божьей.
Такому обращению-навруценю учат нас все святые, которые и стали таковыми прежде всего — прорабатывая с Богом все эти шансы-возможности, т.е. пп. 1)-3) … Не зря Учитель Церкви св. Тереза Лизье (Малая или Младенца Иисус) любила повторять: «всë является благодатью Божьей, просто — всë!». Чем лишь подтверждала слова из Божественного Откровения, записанного св.Ап.Павлом: » Любящему Бога … всё содействует ко благу» (Рим 8,28).

Встает еще один вопрос. А как быть с феноменом «заниженной самооценки»? Ведь если мы видим, что сутью христианского способа жизни (т.е. истинного смирения) является признание-переживание собственной греховности, слабости, порочности — пред Лицем Бога, — то не будет ли «заниженная самооценка» проявлением этого смирения? Увы, НЕ будет. Ведь что такое «заниженная самооценка»? Это результат того, что человека с детства приучали, внушая ему: «что бы ты не делал — добра не будет», что «ты ничего не стоишь», «ничего не умеешь и ничему толком не научишься» и т.д. То есть, что данный человек переживает себя из-за такого уродливого воспитания якобы «ходячим недоразумением» или как говорят атеисты «ошибкой природы». Но ВСЕ такие утверждения НЕ являются правдой! Это — откровенная ложь. Ведь АБСОЛЮТНО каждый человек — задуман лично Богом-Творцом еще до начала времен. КАЖДОГО человека Бог знает по имени и любит безмерной любовью. КАЖДЫЙ человек обладает данным им от Бога талантом (о котором может не догадываться всю жизнь). Каждый человек НИКОГДА не исчезнет — он вечен. Каждого человека Бог искупил Драгоценной Кровью Своего Единственного Сына. Именно для людей Бог сотворил всю вселенную (хотя сегодняшним атеистам это утверждение Божеств.Откровения кажется абсурдом — увы, внушения злого духа в течении веков плодоносят). Выходит, что каждый, абсолютно каждый человек — по мнению Бога — имеет уникальную ценность. Но лишь как творение (особое, возлюбленное Творцом), не имеющее права претендовать на привилегии Бога-Законодателя (что и было сутью первородного греха Адама и Евы).

Итак, мы четко видим две крайности — с одной стороны: «человек — сплошная никчемность», т.е. «заниженная оценка» — ложь дьявола, а с другой стороны — что «человек имеет право быть богом и сам решать что хорошо, а что — плохо» — «завышенная самооценка (=гордыня) — тоже ложь дьявола. Господь же открыл нам, что замысел Его о человеке — это «золотая середина»: с одной стороны каждый человек уникален, ценен и любим Богом, а с другой стороны, он — творение Божьей, созданное Им для удивительно близкого сожительства с Творцом в вечности, что требует от человека позиции истинного смирения, т.е. осознания-переживания правды о самом себе. Мы четко видим, как злой пытается с помощью разного рода уловок и хитростей внушать людям на протяжении всей истории извращенные, крайние варианты (само)оценки человека, отрывающие его от Бога, и от Его любви к нам — путем зацикливания человека на самом себе. Именно поэтому «заниженная самооценка» ведет по сути к скрытому виду гордыни — к эгоизму-саможалостливости, зацикленной всегда на самом себе, и особенно — «на своих таких тяжелых несчастностях».
Можно еще много было бы говорить о смирении — ее ценности для достижения дух.совершенства, о ее уровнях (как и уровнях гордыни) и т.д. Но думается, что и данного — очень краткого изложения сути — будет достаточно, чтобы осознать важность смирения для достижения истинного счастья и истинной любви. А осознав ценность смирения, начать действовать по выработке ее в себе.
——-
Крижевский Г.А., Гродно, 2022-23.