Св.Иоанн-Павел II — о смысле и сути человеческих страданий

Очень кратко (5 стр.А4 на русском), но максимально глубоко о сущности КАЖДОГО человеческого страдания  на базе 2000-летней мудрости Откровения — Свящ.Писания и Учения Католической Церкви — подборка самых важных мыслей-цитат из Апостольского Послания «Salvifici doloris» св. Иоанна-Павла 2, опубликованном в 1994 году. Настолько краткого и глубокого учения на тему о смысле страданий найти пожалуй, трудно..

Скачать файл выписок на русском  .doc

Скачать полный оригинал на польском .doc

Иоанн Павел ІІ
АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ SALVIFICI DOLORIS
О ХРИСТИАНСКОМ СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ
Выписки
(Перевод на русский Людмила Вдовенко, теологическая редакция Г.Крижевский)

«Кажется, что «страдание» особенным образом единосущно человеку [т.е. сосуществует с ним]. Оно является таким глубоким, как человек – именно потому, что по-своему открывает глубину, свойственную человеку, и по-своему ее превосходит. Кажется, что страдание … является чем-то, на что человек как бы «обречен» чтобы превзойти самого себя – и становится к этому таинственным образом призван. … Человек в своем страдании остается неприкосновенной тайной. … Страдание является чем-то более фундаментальным, чем болезнь, оно более разнообразно, и в то же время, оно нечто, что еще глубже укоренено во всей человеческой природе. … Физическое страдание возникает тогда, когда каким-то образом «болит тело», тогда как моральное страдание является «болью души».
Свящ.Писание – это большая книга о страдании. … Лексика Ветхого Завета … не имела отдельного термина «страдание», поэтому все, что было страданием, называлось «злом». И лишь греческий язык, а вместе с ним и Новый Завет (и греческие переводы Ветхого), используют глагол «pascо — испытываю…, имею впечатление, страдаю», благодаря чему страдание уже не отождествляется непосредственно с [объективным] злом, но оно описывает такую ситуацию, в которой человек переживает зло, а переживая зло, становится субъектом страдания. … Это такая разнообразная и субъективно дифференцированная «активность»: боли, грусти, неудачи, угнетенности или даже отчаяния – в зависимости от интенсивности страдания, от его глубины, косвенно же — в зависимости от всей структуры страдающего субъекта, — от его специфической [индивидуальной] восприимчивости. В центре всего того, что составляет психологический образ страдания, всегда глубоко таится какой-то опыт зла, из-за которого человек страдает. Таким образом, реальность страдания рождает вопрос о сущности зла: что такое зло? Христианство провозглашает принципиальное добро [каждого] существования и добро того, что существует; оно исповедует доброту Творца и провозглашает благость творений. Человек страдает из-за зла, которое является каким-то недостатком добра, его ограничением или искажением. Можно сказать, что человек страдает по причине добра, которое не является его уделом, от которого он как-то отрезан или которого сам себя лишил. И особенно человек страдает тогда, когда это добро – при нормальном порядке вещей – «должно быть» его уделом, а таковым не является. Тут обязательно появляется вопрос: почему? Это вопрос о поводе, о причине, одновременно вопрос о цели (зачем?), то есть в конце концов — всегда вопрос о смысле [страдания]. Человек же специфически человеческим образом страдает, если не находит ответа на этот вопрос. Почему в мире существует зло? Существование мира открывает как бы взгляд человеческой души на существование Бога, на Его мудрость, всемогущество и превосходность, но [врменами] зло и страдание …затмевают этот образ – иногда радикальным способом. Исходной точкой в этом случае является учение, содержащееся в … Книгах Ветхого Завета, которые определяют страдание как наказание со стороны Бога за человеческие грехи. … Одна из самых фундаментальных истин религиозной веры, основанной на Божьем Откровении — это истина о том, что Бог – это справедливый Судья, который за добро награждает, а за зло — наказывает. … (Но ветхозаветный) Иов не виноват, его страдание – это страдание невиновного; надо принять эту истину веры как тайну, которую человек не в состоянии понять своим разумом до конца. Книга Иова не нарушает основ трансцендентного нравственного порядка, связанного со справедливостью – основ, которые содержатся во всем Откровении — в Ветхом и Новом Завете. Но одновременно эта Книга решительно показывает, что принципы этого уровня [т.е. уровня справедливости] нельзя применять исключительно или поверхностно. … Это правда, что каждое страдание является следствием вины и имеет характер наказания. Если Бог соглашается испытать Иова страданием, то для того, чтобы показать его справедливость. Страдание имеет характер испытания.
Страдание должно служить обращению [к Богу; nawróceniu], т.е. восстановлению добра в субъекте, который в призывe к покаянию может распознать Божие Милосердие. … Покаяние имеет целью: -преодоление зла, которое в разных формах дремлет в человеке, и -укреплениe добра как в нем самом, так и в его отношениях с другими людьми, и особенно — с Богом. … Все наши объяснения [причины страдания] будут всегда недостаточными и неадекватными. [Только] Христос позволяет нам войти в тайну страдания и открыть его причину, причем настолько, насколько мы в состоянии понять возвышенность Божией любви. …
Спасение обозначает освобождение от зла, из-за чего спасение остается в тесной связи со страданием. … Единородный Сын Божий был дан человечеству, чтобы прежде всего уберечь человека от … окончательного зла и страдания. Поэтому в своем спасительном послании Он должен коснуться зла у его самых трансцендентных корней. Корни зла находятся в грехе и в смерти, т.к. грех и смерть находятся в основе утраты вечной жизни. …
Следует с большой осторожностью судить о страдании человека как о последствии его конкретных грехов [на что указывает пример справедливого Иова], однако нельзя отрывать [страдание] от первородного греха. И хотя смерть [сама по себе] не является страданием в земном значении этого слова, хотя она находится как бы за границей всяческих страданий, но в то же время зло, какое в ней испытывает человеческое существо, имеет характер окончательный и обобщающий. … Вслед за победой над грехом [Христос] уничтожает также власть смерти, давая своим Воскресением начало будущего воскресения тел. Одно и другое является существенным условием «вечной жизни», или окончательного счастья человека в единении с Богом, что означает для спасенных полное исключение страдания в эсхатологической перспективе [т.е. после конца времен, в вечности]. … Человек находит в Воскресении совершенно новый свет, который помогает ему пробираться через густой мрак унижений, сомнений, отчаяния и преследования…
[Христос] был восприимчив к каждому человеческому страданию — как страданию тела, так и души. Одновременно … в центр своего учения Он поставил восемь благословений, которые обращены к людям, переживающим разнообразные страдания в земной жизни. … И эти страдания Он взял на себя. Именно через свой Крест Он должен был коснуться корней зла, таящихся в деяниях человека и в человеческих душах. И потому Христос очень сурово отчитывает Петра, когда тот хочет отвести Его от мыслей о страдании и крестной смерти. … Будучи невиновным, Он как бы принимает на себя страдания всех людей, потому что принимает на Себя грехи всех людей. Этот единосущный Отцу Сын страдает как человек. Его страдание имеет человеческое измерение, имеет также единственную в истории человечества глубину и силу, которая будучи человеческой, несравненна по глубине [благодаря Его Божественно-человеческой природе]. Христос страдает добровольно и страдает невинно. Ответ на вопрос о страдании, о смысле страдания Христос дает не только своим учением — Благой Вестью, но прежде всего — собственным страданием, которое с тем учением, с Благой Вестью, соединен органично и неразрывно. Это является как бы последним словом, синтезом того учения — «учения креста», — как скажет потом св. Павел. … Чтобы понять его полностью, нужно проникнуть Божественно-человеческую тайну [Христа], или хотя бы ухватить разницу (и подобие одновременно), которая возникает между каждым возможным страданием человека и страданием Бога-Человека. … Отец «возложил на Него грехи всех нас», и вслед за этим св. Павел скажет: «Того, который не знал греха, Бог сделал грехом для нас». … Можно сказать, что вместе с мучениями Христа всë человеческое страдание оказалось в новой ситуации. В Кресте Христа не только через страдание свершилось Искупление, но было искуплено само человеческое страдание. Христос без всякой собственной вины взял на себя «все зло греха». Переживание этого зла обозначило несравнимую меру страдания Христа – того страдания, которое стало ценою Искупления. …
Искупитель страдал за человека и для человека. Каждый человек имеет участие в Искуплении. Каждый призван к участию в страдании, в котором это Искупление свершилось. Каждый человек призван к участию в том страдании, благодаря которому было искуплено каждое людское страдание. То есть, свершая Искупление путем страдания, Христос одновременно вознес человеческое страдание на уровень Искупления. Поэтому каждый человек в своем человеческом страдании может стать участником искупительного страдания Христа. … Если человек становится участником страданий Христа, то только потому что Христос открыл свои страдания для человека, и потому что Он сам в своем искупительном страдании стал в известной степени участником всех человеческих страданий. Человек, открывая через веру искупительное страдание Христа, открывает вместе с тем и свои собственные страдания, находит их через веру по-новому, находит их наполненными новым содержанием и новым значением. …
Участие в страданиях Христа является одновременно страданием для Царства Небесного. … Участники страданий Христа становятся достойными этого Царства. Своим страданием они в некоторой степени отвечают взаимностью за ту бесконечную цену муки и смерти Христа, которая стала ценой нашего Искупления: за эту цену Царство Божие было по-новому укоренено в истории человечества, становясь последней перспективой его земного существования. …
Ибо страдание всегда является испытанием, иногда чрезвычайно трудным испытанием, которому подвергается человечество. … Слабость (в переживании) любых человеческих страданий может укрепить та же Божественная сила, которая открылась во Кресте Христа. Тогда «страдать» означает становиться как бы исключительно податливым, исключительно открытым на воздействие искупительных сил Бога, пожертвованных человечеству во Христе. …
В страдании содержится как бы исключительное призвание к добродетели, которую человек должен выработать в себе. Это добродетель выдержки-стойкости, чтобы вынести то, что причиняет боль. Совершая это, человек стяжает надежду, которая поддерживает в нем убеждение, что страдание его не победит, не лишит его свойственного человеку достоинства вместе с ощущением смысла жизни. И этот смысл открывается вместе с действием Божией любви, которая является самым большим даром Святого Духа. По мере того, как человек участвует в этой любви, в страдании он до конца находит себя: находит «душу», которую, как казалось ему, он «потерял» в страдании. …
В Послании к Колосянам мы читаем слова, которые становятся — можно сказать — последним этапом духовного пути в связи со страданием. Св. Павел пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» …
Катол.Церковь через Евхаристию постоянно духовно созидается как Тело Христа. В этом Теле Христос хочет быть соединен со всеми людьми. Но особенным образом Он соединен с теми, кто страдает. … В таинстве Церкви как своего Тела, Христос собственное искупительное страдание открыл в отношении каждого человеческого страдания. Насколько человек становится участником страдания Христа в каком-либо месте мира и моменте истории, настолько он по-своему дополняет то страдание, которым Христос совершил Искупление мира. … [Потому что] Христос совершил Искупление полностью и до конца, но не закрыл-[замкнул] его при этом: … [Он] постоянно открывается на каждое человеческое страдание [которое] дополняет Его [Искупление] так, как Церковь дополняет искупительное дело Христа. …
«Евангелие страдания» означает не только присутствие страдания в Евангелии, … но означает открытие спасительной силы и спасительного смысла страдания в мессианском посланничестве Христа, и в свою очередь — в посланничестве и призвании Церкви. … Если первый большой раздел «евангелия страдания» веками писали те, кто страдал от преследований за [веру во] Христа, то в паре с этим страданием через [всю человеческую] историю второй большой раздел того же «евангелия страдания», … пишут все страдающие вместе со Христом, соединяя свое человеческое страдание с Его искупительным страданием. … Притча о милосердном самаритянине принадлежит «евангелию страдания», ибо указывает каковым должно быть отношение каждого из нас к страдающим ближним. Нам нельзя их обходить, проходить мимо с безразличием, мы должны около них задержаться. … Милосердным самаритянином в конце концов является тот, кто оказывает помощь в страдании любой природы. …
Многие святые, такие как св. Франциск Асизский, св. Игнатий Лойола и мн. др. пережили свое глубокое обращение именно из-за этой благодати [страдания]. … Плодом такого обращения является не только то, что человек открывает спасительный смысл страдания, но более всего то, что в страдании он становится совершенно новым человеком. Он как бы находит новую меру всей своей жизни и призвания. Эта внутренняя зрелость и духовное величие в страдании обязательно является плодом особого обращения [nawrocenia] и сотрудничества с благодатью распятого Искупителя. … Христос же через свое собственное искупительное страдание конечно же находится внутри каждого человеческого страдания и может в нем действовать изнутри — силой своего Духа Правды, Духа-Утешителя. … Более того, Божественный Искупитель жаждет достичь сердца каждого страдающего человека через сердце своей Пресвятой Матери, первой и самой совершенной среди всех искупленных. …
Потому Христос на человеческий вопрос о смысле страдания не отвечает прямо и не отвечает отвлеченно. Христос не выясняет обоснованности страдания отвлеченно, но прежде всего говорит: «Иди за Мною!» Иди! Прими участие своим страданием в том спасении мира, которое совершается Моим страданием, Моим Крестом!. По мере того, как человек берет свой крест, соединяясь духовно с Крестом Христа, перед ним открывается спасительный смысл страдания. Человек не находит этого смысла на своем человеческом уровне, но находит его на уровне страданий Христа. … Тогда же человек находит в своем страдании внутренний покой, и даже духовную радость. О такой радости говорил Апостол в послании к Колосянам: «радуюсь в страданиях за вас». … Источником радости становится преодоление чувства безполезности страдания – чувства, которое бывает очень сильно укоренено в человеческом страдании. [Особенно когда] человек ощущает себя обреченным лишь на [чужую] помощь и опеку, и одновременно сам себе кажется ненужным. Открытие спасительного смысла страдания в соединении с Христом преображает это угнетающее ощущение. .. [так как этот смысл показывает, что страдающий] человек является не только полезным для других, но более того – он выполняет совершенно незаменимую службу. … Страдание, исполненное духом Жертвы Христа является ничем не заменимым посредником и создателем благ, необходимых для спасения мира. Это оно, больше, чем что-либо иное, прокладывает путь благодати, преображающей человеческие души. Это оно, больше, чем что-либо иное, делает присутствующей здесь-и-сейчас силу Искупления в истории человечества. …
В той «космической» борьбе духовных сил добра и зла, о которой говорит Послание к Ефесянам, человеческие страдания, соединенные с искупительным страданием Христа, — становятся опорой для сил добра, прокладывая дорогу победе этих спасительных сил. И поэтому Католическая Церковь видит во всех страдающих братьях и сестрах Христа как бы …субъект своей сверхъестественной силы. … Источники Божией силы бьют [как из родника] — именно из центра человеческой слабости [страдания]. … Чем больше человеку угрожает грех, чем более тяжелые структуры греха несет в себе современный мир, тем большее значение имеет в себе человеческое страдание; и тем больше Церковь чувствует потребность обращения к человеческим страданиям для выживания мира. …
Страдание, которое под разными видами присутствует в нашем человеческом мире, присутствует так же и для того, чтобы высвободить[-родить] в человеке любовь, — этот бескорыстный дар своего «я» другим людям, людям страдающим. Семья, школа и другие воспитательные институты, хотя бы только из гуманитарных мотивов, должны терпеливо работать, чтобы разбудить и углубить восприимчивость на ближнего и на его страдание. … Никакое учреждение само по себе не заменит человеческого сердца, человеческого сочувствия, человеческой любви, человеческой инициативы, когда речь идет о выходе навстречу страданию другого человека. Это относится к физическим страданиям; и еще больше, когда идет речь о разнообразных моральных страданиях, когда прежде всего страдает душа. … Евангелие отрицает пассивность в отношении страдания. Сам Христос в этой сфере является прежде всего активным. В Его мессианской программе, которая одновременно является программой Царства Божия, страдание существует в мире для того, чтобы высвобождать любовь, чтобы рождать поступки любви к ближнему, чтобы всю человеческую цивилизацию претворить в «цивилизацию любви». … [Христос] это Тот, кто переживает любовь в каждом; Он — Тот, кто получает помощь, когда эта помощь оказывается кому-нибудь, каждому страдающему без исключения. Это Он сам присутствует в том страдающем, потому что Его искупительное страдание раз и навсегда стало открытым на любое человеческое страдание. И все страдающие раз и навсегда призваны, чтобы стать «участниками страданий Христовых».