О СОВЕСТИ и не только…

Человек обладает собственным, индивидуальным распознанием того, что есть добро и что есть зло, причем как в виде общей способности, так и в виде конкретного суждения. Данное распознание принято называть совестью.

Еще древние греки пытались понять феномен совести. Сократ учил, что в человеке живет «нравственное познание», а Цицерон — что совесть человека имеет основание в Божьем разуме. Древняя мысль всегда подчеркивала божественное происхождение совести.

Тексты Св.Писания функции совести (способность суждения о добре и зле) помещают в сердце человека. В Библии «сердце» означает внутренний мир человека, именно там происходит распознавание нравств.-религиозной ценности поступка (ср. Сир 37,17, 3Цар 3,9); сердце говорит и о зле уже совершенного проступка (Иов 27,5-6; Пс 16,7; Пс 38,5-; 69,6; Ис 59,12 и др.). В Новом Завете совесть так же называется словом «сердце», но иногда — термином «совесть» (syneidesis). Христос учит, что человек может отличить добро от зла: Он хвалит мытаря, кот. признает греховное состояние своей души (ср. Лк 18, 13); одобряет, когда блудный сын решает свернуть с пути зла (ср. Лк 15, 17); утверждает, что фарисеи пребывают во грехе, ибо «видя» добро и истину, отвергают их (Ин 9, 41); они будут наказаны за отвержение истины, познанной ими в своей совести (ср. Ин 15, 22-24); говорит, что то, что «оскверняет человека» исходит из человеческого сердца (ср. Мф 15,18-20; Мк 7,21); и в сердце же Он видит сокровищницу добpa (ср. Лк 6,45; Мф 12,35). Богатые поучения о совести читаем в посланиях свв.Ап.: Павла, Петра, Иоанна, Якова. Итак, согласно Божеств. Откровению Свящ.Писания, совесть живет в сердце-душе человека, и повелевает делать добро или воздержаться от зла; она оценивает поступки, хваля хорошие и указывая на плохие.

В христианском учении о совести выделились 3и гл.течения: доминиканская школа (св. Фома Аквинский), и францисканская школа (св. Бонавентура) и феноменологический подход. Подход св.Фомы сводит явление совести почти полностью к действию РАЗУМА, который познавая объективный нравств. порядок, распознает, что можно, а чего нельзя делать (иначе человек испытывает угрызения). Св. Бонавентура считает, что совесть — это врождённая УСТАНОВКА ВОЛИ, из-за её врождённой склонности к добру. Третий, феноменологический подход, утверждает, что совесть — не суждение, но переживание (акт) и предрасположение сложной структуры, в которой доминирует ЭМОЦИОНАЛЬНО-волевая СФЕРА. Целостная теория совести видит участие всех внутр.факторов — разума, воли, чувств; при этом подчеркивая религиозно-нравственный характер совести. Эту теологию совести предложил 2 Ватик.Собор: «В глубине своей совести человек открывает закон, который не сам себе дал, но коему он должен повиноваться, и глас которого, всегда призывающий его любить и творить добро, а зла избегать … написанный Богом закон … по которому он будет судим» (Догм.Конституц. «О Церкви», 16; ККЦ 1776). Исходя из вышеописанного, можно дать такое определение: СОВЕСТЬ — ЭТО ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В СЕРДЦЕ-ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА; ЭТОТ СУДЬЯ НЕ ПРИДУМЫВАЕТ ЗАКОНЫ, НО СУДИТ СОГЛАСНО ТЕХ ЗАКОНОВ, КОТОРЫЕ ЕМУ ВПИСАЛ БОГ. Поэтому при поступке человек должен, слушая совесть, оценивать моральную ценность действия (естественное чувство добра), но обязательно проверять эту оценку, сопоставляя ее с 10-ю Заповедями, чтобы уберечься от совершения греха-зла.

Чтобы совесть была нравств. судьей, она должна быть ПРАВДИВОЙ, т.е. признающей добром то, что объективно есть добро, и злом то, что объективно — зло. Однако совесть может быть заблуждающейся (фальшивой), кот. признает добром то, что объективно — зло, или же злом то, что в действительности — добро. Кроме того, совесть может быть УВЕРЕННАЯ — когда без опасения ошибки выдает суждение о к.-либо поступке. А может быть «сомневающейся» (в состоянии колебания), что собственно не есть совесть, потому что она не выдает суждение; это скорее — нравственная сомнительность, которую следует устранять.

Итак, чтобы совесть могла являться правилом нравств.поведения, она должна быть правдивой, а ее суждение должно быть уверенным. Для этого человек обязан: 1) познать нравств. законы, 2) в сложных вопросах пользоваться советами мудрых, опытных и нравственных людей, 3) устранять то, что затрудняет верную мор.оценку поступков (аффекты, дурные привычки и т.п.).

Человек обязан всегда подчиняться уверенному голосу своей совести. Если он добровольно поступает вопреки своей совести, то совершает зло. Но бывает, что совесть деформирована и тем более заглушена, тогда услышать ее голос очень трудно, почти невозможно.

Когда же совесть сформирована так, что делает ошибочные суждения, то это может быть с виной или без вины. Так что совесть бывает преодолимо заблуждающаяся и непреодолимо заблуждающаяся (ККЦ 1790 -1793).

Совесть преодолимо заблуждающаяся. Незнание законов нравственности из-за нежелания познать истину, как причина ошибочного суждения совести, увеличивает ответственность человека. Дурные примеры окружающих, лень, эгоизм, подчинение эмоциям, стремление к ложной свободе (к «самоволию»), не признание авторитета К.Церкви и ее традиционного учения и т.п. — все эти факторы ведут к воспитанию заблуждающейся совести по вине самого человека. Надо помнить: поступать с преодолимо заблуждающейся совестью означает опасность согрешить, что само по себе — грех. Поэтому 1-я обязанность — устранить заблуждение; если этого нельзя сделать немедленно, то следует воздержаться от поступка; если же это невозможно, то следует делать то, что в данных условиях дает меньше опасности согрешить. Заблуждение совести может относится и к добрым поступкам. Напр., человек ошибочно считает, что обязан под угрозой тяжёлого греха участвовать в св. Мессе в необязательный праздник; тут, если ошибка не может быть устранена немедленно, следует идти на св. Мессу.

Совесть непреодолимо заблуждающаяся — человек принимал бы другие решения, если бы ему дано было познать правду и была бы возможность надлежащим образом воспитать свою совесть. Поступки из-за такой совести — объективно плохие, но совершающий их не несет мор.ответственности. И если у человека добрая воля, то исправить такую совесть весьма просто. Непреодолимо заблуждающаяся совесть является нормой ТОЛЬКО при отсутствии объективно правдивой совести. Познать, действовал ли человек с совестью преодолимо или непреодолимо заблуждающейся можно, ответив на два вопроса: 1) обратил ли внимание человек на зло поступка или имел ли малейшее сомнение в его справедливости? 2) чувствовал ли необходимость посоветоваться с кем-либо в этом деле? Если на оба вопроса звучат отрицательные ответы, то заблуждение было непреодолимым. Если хотя бы на один вопрос был положительный ответ, тогда заблуждение было преодолимым и человек несет за него вину. Степень вины зависит от важности предмета и степени пренебрежения в познании истины в преодолении сомнений.

Наиболее характерными видами заблуждающейся совести является совесть ШИРОКАЯ и СКРУПУЛЕЗНАЯ.

ШИРОКАЯ совесть. Человек с такой совестью считает, что либо в данном действии вообще нет греха, либо этот грех много меньше, чем он есть в действительности. Это может проявляться в разной степени, вплоть до полной потери осознания греха («сожженной совести»). Причины этого: воспитание и окружение; неупорядоченная чувственная жизнь, когда аффекты затмевают разум и извращают суждения; вредные привычки, приучающие уживаться со злом. Все это резко уменьшает влияние Божьей благодати, и затмевает разум. Широкая совесть бывает: притупленной или фарисейской. Притуплённая — когда привычка грешить настолько полная, что человек уже ничего с ней не делает, считая ее нормой. Фарисейская совесть — это нравственное двуличие, когда основное внимание уделяется внешним действиям, и пренебрегается сущностью — внутренним поступком.

СКРУПУЛЕЗНАЯ совесть (от лат. scrupulus — камушек, опасение) — усматривает грех там, где его нет, или же тяжкий грех там, где даже нет легкого. Такая совесть не есть впечатлительная совесть, кот. замечает реальную опасность даже лёгкого греха и разницу между тяжким грехом и обыденным. Скрупулезная совесть это не скрупулезный характер, отличающийся большой точностью, что скорее достоинство, если не переходит в педантизм (мелочность). Скрупулёзная совесть не является умственной или нервной болезнью, но расстройством, навязчивостью частых мыслей: о мнимой вине, опасений неполного признания в грехах, богохульных мыслей и т.п., вызывающих чувство огорчения и боли. Признаки скруп.совести: многократное обращение за советом по одному и тому же вопросу к нескольким исповедникам; недовольство полученными ответами и непослушание в отношении указаний исповедника; мелочный и постоянный анализ своего поведения; подробное перечисление на исповеди несущественных обстоятельств; постоянное опасение, что прежние исповеди недействительны и желание их повторения, и т.п. Скрупулёзная совесть не может быть основой нравств. поведения, поэтому не всегда следует поступать в согласно её голоса, а чаще — действовать вопреки этому голосу. Она не имеет ничего общего с высоким дух.уровнем, являясь особым проявлением гордыни. Исповедь для скрупулянта — НЕ чаще 1 раза в месяц; экзамен совести — поверхностный. Ибо ни частая Исповедь, ни глубокий или частый экзамен совести не исцеляют от скрупулезы, а лишь усугубляют ее.

Сомнения совести. Существуют ситуации, в кот. нравственный выбор менее уверенный. В этом случае нужно более внимательно, чем обычно, искать то, что является добром, искать волю Божью в Заповедях и евангельских принципах. Если кто-то не уверен, является ли данный поступок нравств.добрым, но выполняет его, то совершает грех той же величины, как если бы действовал против уверенной совести в той же материи. Уверенность может быть достигнута благодаря: 1) анализу предпосылок и их ценности, 2) ссылке на авторитет, заслуживающий доверия (учебник, компетентное лицо). Катехизис (п. 1789) приводит три доп. правила, помогающих в решении трудных нравств. ситуаций: а) никогда нельзя делать зло для того, чтобы из него произошло добро; б) «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7,12); в) «любовь всегда зиждется в уважении к ближнему и его совести»… «Лучше (…) не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим 14,21). Эти три принципа должны быть опорой в принятии трудных решений.

Если госуд.власть устанавливают аморальные законы или же допускает использование средств, противных нравственному закону, тогда эти предписания не обязывают совесть. Ибо над законом, устанавливаемым человеком, всегда стоит закон Божий и тогда «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5,29). Несправедливый закон не обладает признаками закона, скорее является его нарушением. Человек, живущий в обществе, где приняты аморальные законы, обязан в совести их не соблюдать. Тут речь идет ТОЛЬКО о тех гос.законах, которые противоречат естественному нравственному закону, правам человеч. личности, а также принципам Евангелия.

Папа Иоанн-Павел II в энциклике Veritatis splendor учит, что нравственный релятивизм — это оч.опасное явление жизни, доходящее до крайнего ситуационизма, когда уже не объективная норма, а ситуация определяет что есть добро. Папа особенно предостерегает перед 3-мя ложными теориями: 1) «Теория автономии совести» — человек якобы не грешит, если признал, что его не обязывает данная норма, лишь потому, что он не признает этой нормы. Тут разуму ложно придают статус творца нравств. ценностей. 2) «Теория нравственного телЕологизма» — т.е. глубоко аморальный принцип «цель оправдывает средства», оценивающая поступки исключительно на основе намерения. Напр., воровство с добрым намерением передачи ворованного бедным — якобы не грех. Эта ложная теория не признает существования абс.запрещенных способов поведения, которые не зависят от намерений. 3) «Теория фундаментального выбора» — утверждает, что якобы «выбор человеком Бога как своей конечной цели и решение любить Его в глубине сердца», — тогда такой человек, нарушая Заповеди якобы не совершает грех. Тут внушается ложная идея, что «внутренний выбор Божьей любви» якобы сделает так, что Бог почему-то не будет обращать внимание на пренебрежение человеком нравств.закона (вся Библия учит обратному).
Принятие любой из этих трех ложных теорий за истинную, неизбежно приводит человека к незаметной для него нравственной деградации, которая ведет к потере веры в Бога и к личностной деградации. Можно сказать, что эти ложные теории — эффективные орудия злого духа для введения в погибель современного «интеллектуализированного» человека.

Поскольку человек постоянно подвержен отрицательным влияниям и искушениям, предлагающим ему принятие оценок далеких от евангельских и отвержение авторитетного учения К.Церкви, поэтому ему необходимо постоянное воспитание совести (ср. ККЦ 1783). Средствами воспитания совести служит: христианское воспитание с детства; привычка спокойного размышления над своими поступками; ежедневное испытание совести (игнатианского типа); послушание компетентному дух.руководителю; ежедневная индивидуальная молитва; чтение Св.Писания; частое св.Причастие и регулярная Исповедь; изучение традиционного Учения К.Церкви (основ теол.нравственности).

Кроме духовной практики, существует ряд факторов, помогающих формировать зрелую совесть. Это: 1) Здравый рассудок — способность к критическому мышлению (но не критиканству), к глубокой рефлексии над наблюдаемыми явлениями (это не знание человеческих дел и не книжная эрудиция); складывается из 2х факторов: правильности мышления и праведности воли. Здравый рассудок не является врожденной чертой, но нуждается в формировании и самовоспитании. 2) Знание жизни — практическое понимание людей и понимание себя; самопознание, основанное на самоконтроле; восприимчивость к чужим советам. 3) Правильная оценка ситуации: чувство реальности и сообразительность. Чувство реальности удерживает от обольщения иллюзиями; не делать поспешных выводов, не слишком легко обобщать, проверять свои критические наблюдения. Сообразительность как наблюдательность – способность видеть то, что мало заметно, но что является ключевым. 4) Прозорливость — умение предвидеть и планировать предусмотрительно и осторожно, т.е. учитывать препятствия и по мере возможности заранее их устранять или уменьшать.

Хорошо воспитанная совесть бережет от страха, эгоизма, гордыни, рождает мир в сердце и истинную свободу для выполнения человеком цели жизни, задуманной Творцом (святость).
——-
По мотивам: О. А.Кокошка, Фундаментальная нравственная теология, Гродно, 2019. Автор подборки — Крижевский Г.А.