КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Размышления (ну очень глубокие)…

Автор размышлений — отец Бронислав Мокшицкий, SJ.

Молитва перед Крестным Путем. Проходя этот Крестный Путь Господа нашего Иисуса Христа, постараемся всем сердцем быть возле Него. А все наши мысли, чувства и решения будем держать в Господе, который страдал за нас и все еще страдает — в каждом человеке, во всем человечестве, и в своем Мистическом Теле — святой Католической Церкви. Восхвалим же Бога-Отца и поблагодарим Его за любвь, которую Он открыл нам в своем Сыне Иисусе Христе, в Его человеческой природе, распятой на Кресте.

Стояние I. ПРИГОВОР.

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Люди осудили Иисуса, но Он молчит. Молчит так, что Пилат удивлен. Толпы, которые еще совсем недавно оглашали Его Мессией, Царем, восклицали «Осанна!», теперь кричат: «Распни Его!» Все переменилось в людских сердцах. А Иисус молчит. А мы? Да не будем никогда поспешно кричать «Осанна!» и никогда не будем требовать: «Распни!» кого бы то ни было. Даже в очень малых делах. Ведь Господь говорит: «ВСЕ, что вы сделали одному из ближних своих, то Мне сделали». Если такое говорит Господь, то это только правда и ничего кроме правды. Когда же люди будут восхвалять нас, а затем когда те же люди будут издеваться над нами и кричать, требуя для нас несправедливого наказания, — да сохраним молчание силой молчания Христа перед Пилатом. И не будем бояться чисто людского суждения. Хоть в тот момент нам будет казаться, что весь мир против нас, что мы не выдержим, ведь это так подло, так несправедливо; нас это будет так обжигать, так разрывать на части… Но только тот сохранит достоинство, кто полностью положится на Господа Иисуса, кто поверит Ему, кто однажды вслушался в Его молчание перед Пилатом и с тех пор вслушивается в это молчание. Такой человек, возлюбив Бога как святой Павел, будет за ничто воспринимать чисто людские суждения, ибо его судьей является сам Господь. И если Бог будет для нас всем, то мы выдержим, так как будем сильны Его силой.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние II. ИИСУС БЕРЕТ КРЕСТ НА СВОИ ПЛЕЧИ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Иисус берет спокойно и отважно крест, который возложили на него люди. Берет, принимая его от своего Отца как чашу страдания. Мало того, Христос говорит, что каждый, кто хочет идти за Ним и не берет своего ежедневного креста — не достоин быть Его учеником. Избежать нашего креста невозможно. Это может быть болезнь, усталость, ужасная погода, шокирующие новости, проблемы с работой, с ближними, а иногда — все вместе взятое.. И мы боимся своего креста. Потому что очень часто не видим смысла в страданиях, крестных страданиях. Но если Христос заповедал нам нести свой крест каждый день, то значит крест имеет огромный смысл. Без своего креста мы не спасемся. Без него невозможно достичь Неба. Никак. «Я этого не вынесу» — часто вырывается с наших уст, когда крест наш придавливает нас, и кажется, что это тупик. Тогда вспомни это стояние Крестного Пути. Вспомни, как Иисус брал крест, и от всего сердца закричи Ему своей душой: «Господи Иисусе, помоги, Господи спаси, я больше не могу!» Молясь так и отдавая себя и свой крест целиком Христу или Его Маме, продвигайся вперед. И увидишь, что настойчиво взывая к Богу о силы — мы обязательно их получим. И тогда крест становится легким, а его тяжесть — сладкой. Проверено. Двумя тысячами лет. Миллионами тех, кто пошел за Иисусом. И постоянно получал Его помощь в несении собственного креста. Это — путь в Небо, куда попадают лишь достигшие святости или по-настоящему жаждущие святости..

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние III. ПЕРВОЕ ПАДЕНИЕ ИИСУСА ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Традиция говорит, что Господь на Крестном Пути падал. И вот первое падение. Вспомниаются слова 21-го Псалма: «Я червь, а не человек, посмешище у людей и презрение в простонародье..» Традиция говорит, что Христос встал после первого падения и шел Крестным Путем далее. Я должен быть готов к тому, что хотя и хочу только добра, но зло навязывается мне, и я падаю. В разных сферах жизни мне неоднократно «подвернется нога». Что тогда делать? Не лежать, но вставать — и начинать заново. Ведь христианин — это не тот, кто никогда не падает, а тот, кто упав, поднимается и снова и снова идет за Христом. Не задерживаться в состоянии упадка и подавленности. И еще — не надо бояться позора — особенно перед исповедником. Когда человек проходит через огонь унижения, тогда он внутренне осознает КЕМ на самом деле является. И тогда эта потеря, это падение дает человеку силы взрастать в достоинстве и милосердии, так как делает способным помогать тем, кто падает. Но все это возможно лишь в единстве с Господом, который несет крест. И еще. Надо помнить, чтобы никого не подталкивать, чтобы никто из-за нас не падал, не превращался в червя. Ведь ВСË что мы делаем другому человеку — делаем Господу. Толкая ближнего, мы толкаем в нем самого Христа..
Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние IV. ИИСУС ВСТРЕЧАЕТ СВОЮ МАМУ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Иисус — воплощенный Бог и Его Непорочная Мама. Такая Мама и ТАКОЙ Сын — на таком пути и в такой ситуации! Во всем роде человеческом не было и не будет таких отношений Сына и Мамы. А тут — страшное унижение абсолютно невинного Сына. Страшная боль Матери и тут же — Ее огромное достоинство. Сам Бог принял человеческую природу, а теперь весь покрыт ранами и кровью, оплеван и унижен.. «Какая жестокость!» — подумают одни. «Какая великая Тайна!» — скажут другие. Тайна, ведь за всем этим стоит Огромная Победная Любовь-агапе. Ведь из этой боли рождаются дети Божьи, и Небо заполняется ими. В нашем религиозном воображении часто как в детской сказке, где добро ВСЕГДА побеждает зло. Но в земной реальности — НЕ так. Чем ближе мы к Богу, то не обязательно будет легче, не обязательно будет почет и похвала. Может быть наоборот — больше боли, больше страдания (причем от ближних), больше трудностей и непонимания. Но наверняка — всегда больше истинной Божьей любви в сердце. Ведь знаки людского непонимания и отвержения могут быть знаками Божьего благословения. Будем же учиться не жалиться над собой, над нашими задетыми чувствами. А посмотрим на Господа, который несет крест и на Его страдающую Маму. И будем учиться силой Божьей никому не причинять боли, чтобы этим не ранить Христа..

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние V. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Как мы читаем в Евангелии, Симона из Киринеи насилием заставили нести крест Иисуса. Традиция говорит, что во время несения креста, это насилие стало для него выбором, а то что начиналось с отвращения, закончилось радностно и прекрасно. Киринеянин стал святым. Будем же учиться ценить в наших ближних крохи добра и истины — поддерживая и хваля эти крохи. Ведь в этом и есть наша помощь в несении их креста. Да не будем подражать Киринеянину, нехотя помогая нести чей-то крест. И не перекладываем своего креста на других, заставляя кого-то нести наш крест. Но спешим быть Киринеянином, который готов помочь. Даже если эта готовность и не приходит сразу. Помогая нести крест своим ближним, мы можем заметить, что в этом — наше спасение. Что если бы не этот чужой крест, мы бы разминулись с Господом. Ведь «все, что вы сделали ближнему — Мне сделали» — говорит Христос. Каким же благославлением может стать для нас чужой крест, эта тяжесть другого человека, которая так отталкивает в начале, но какой же радостной она может стать в конце. Ведь неся его мы познаем Господа.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние VI. ВЕРОНИКА ОТИРАЕТ ЛИЦО СПАСИТЕЛЯ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Традиция говорит нам о Веронике, которая заметила обезображенное лицо Спасителя — кровь, пыль и плевки, запеленившие Его глаза. Тронутая человеческой добротой, она отважно подошла и платком вытрела лицо самого Бога. Традиция говорит, что на этом платке отобразился Его лик. Так, каждый человек, делая истинное добро людям, показывает им Бога, как тот платок с образом Христа. Это означает, что мы можем освятиться, когда несем реальную помощь страдающим от боли. А так же, когда мы остерегаемся ранить ближнего. Да учимся силой Божьей удерживать слово, которое может ранить ближнего, и учимся компенсировать ущерб, нанесенный ему нами. Учимся прощать, а главное — учимся желать прощать, вымаливая у Господа способность к этому. Иисус призывает нас всегда немедленно прощать обидчикам. Хотя временами — для их же добра — мы не можем внешне выражать это прощение, но должны иметь его в своем сердце. Прощение — это не добрые эмоции к обидчику, это — акт воли и благодать Божья. Прощение — это мощь против ада… Да будем отерать лица друг другу, подражая Веронике, ведь тогда мы вытираем лицо самому Господу..

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние VII. ВТОРОЕ ПАДЕНИЕ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Традиция говорит нам о втором падении Иисуса на Его Крестном Пути. В этом падении мы можем лучше видеть закон духовной жизни. Закон, говорящий о том, что человек, хотя и желает всегда делать лишь добро, временами делает зло, и будучи слабым падает не только один раз. Поэтому мы должны запастись терпением и снисходительностью. И не говорить о ближнем, и даже не думать о нем так: «Ведь я уже сказал ему; ведь я уже простила ему». Ничего страшного. Можно упасть и второй раз, но и встать второй раз. И надо помчь ближнему в этом вставании. Но речь тут НЕ идет о тяжелых зависимостях (особенно химических), требующих специальной помощи и длительной терапии.
Да не будем пользоваться чужой слабостью и чужими падениями. Да не будем помогать словом и делом падать ближнему еще раз. Никогда не будем добивать другого человека. Это говорит нам культура человеческого сердца, а христианство просто обязывает к этому! Не будем возвращаться к печальному прошлому, разве когда это совершенно необходимо для лучшего понимания теперешнего момента и правильного выбора пути в будущее. Но и тогда будем делать это воспоминание как можно более деликатнее, в четыре глаза, чтобы никого не унизить…

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние VIII. ИИСУС УТЕШАЕТ ПЛАЧУЩИХ ЖЕНЩИН

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Легко утешать других, когда у нас хорошее здоровье, успех в делах, одобрение окружающих. А когда мы окажемся в ужасном состоянии: когда нас разобьет болезнь, когда будет казаться, что от нас отвернулся Бог и отвернулись все люди — и вот в таком состоянии, сможем ли мы утешать другого? Ведь тогда в нас может появиться сильное искушение замкнуться в себе. Потому что боль всегда замыкает сердце. Боль вызывает духовно-вредную жалостливость к себе, вызывает зацикленность на «моем страдании, моем несчастье, на такой несправедливости в моей жизни и т.д. и т.п.» Однако нельзя давать боли замуровать себя! Надо разрушить эту стенку эгоизма, распахнуть сердце, и забыв о своем страдании, идти к другим, чтобы нести им помощь для спасения. Ведь помощь можно оказывать не только поступком, но и молитвой, и страданием за другого. Причем страданием — самая сильная помощь. Но помогать, жертвуя свои страдания за других сможет лишь тот, кто дружит с Богом, кто ежедневно размышляет над Его страданиями и молит: «Господи, дай мне силы, ведь я сам не справлюсь». И еще. Мы не всегда умеем принимать помощь. Чья-то небольшая помощь для нас может показаться унизительной. А если это сам Господь хочет поддержать нас? И мы отворачиваясь, выражаем презрение к Нему?.. Будем же просить у Бога умения принимать помощь от других. И всегда благодарить за нее, как за помощь от самогО Господа.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние IX. ТРЕТЬЕ ПАДЕНИЕ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Символ трех падений говорит, что человеческая слабость-как-падение может повторяться много раз… Что еще хочет сказать нам Христос своим третьим падением? То, что никогда нельзя говорить человеку: «Из тебя уже ничего не выйдет!» Нельзя так говорить! Даже мыслить так нельзя! Надо верить, что выход есть всегда. Из каждого падения есть выход: встать и продолжать свой путь и борьбу. Даже если эти падения тянуться в безконечность. Из безвыходного положения всегда есть выход. Это — поверить Богу и действовать, уповая на Него. Невозможное станет возможным, когда мы с помощью Божьей проникнемся безкорыстной любовью к этому человеку. И не дав себе разочароваться в нем, его слабостями, его злостью, — будем упорно молиться за него и ждать. И не будем разочаровываться собой, когда у нас долго что-то не получается. Будем помнить, что единственным поражением в нашей внутренней жизни является разочарование как потеря-надежды-на-победу. Потому что пока мы живем, мы имеем возможность изменять и изменяться. Поэтому будем каждый день начинать заново — во Имя Господа, который мучается на своем Крестном Пути и крестном пути человечества.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние X. ИИСУСА ХРИСТА ОБНАЖАЮТ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Какая огромная нищета Божьего Сына! Нищета Воплощенного Бога! Это — символ лишения человека всего, даже того, что является его последней собственностью. Символом того, что остается только крест и Господь. Их у нас никто не сможет забрать — креста и Господа. А мы так боимся, чтобы нас чего-либо не лишили. Христос показывает здесь, что богатство заключается в убожестве. Богатство заключается в том, чтобы давать. И давать не только тогда, когда принимают наш дар. Но и тогда, когда нас неожиданно лишают, забирая то, что наше. Давать не боясь за себя! Ведь Господь говорил: забирающему у тебя верхнюю одежду, отдай и рубашку. Но — во имя Господа. Бывает, что люди забирают у нас наше доброе имя. Однако и это может стать нашим укреплением, когда мы примем то с Господом, во имя единства с Ним. И наконец, да небудем никого унижать, открывая их слабые стороны без малейшей на то необходимости. Ведь все, что вы сделали ближнему — вы сделали Господу. Да будем укрывать то, что может унизить ближних. И открывать Бога в них. Это — путь любви Божьей. И только ею можно добывать человека для Бога, а другие способы действуют почти только на разум, не задевая волю и чувств.. Таково уж человеческое сердце — когда оно почувствует тепло другого сердца, тогда способно на многое. Способно даже превзойти себя самого. Но когда сердце становится перед людским трибуналом — оно будет обороняться даже вопреки себе и вопреки истине…

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние XI. ПРИГВОЖДАЮТ КО КРЕСТУ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
В самый полдень, на глазах у толпы, так хладнокровно прибивают Человека ко кресту. Неимоверная боль. А Он принимает это добровольно и… для меня. Иисус прибиваем и распинаем так на протяжении многих многих поколений. Вплоть до своего второго Пришествия или нашей смерти, когда Он откроет нам глаза. И тогда мы увидим ЧТО наделали.. Ведь это мы Его распяли на Кресте. Это — фундаментальная мысль для нашего обращения. В Послании к Евреями мы читаем, что те, кто отвернулся от Христа, те распинают Его в себе, выставляя на посмешище. А сколько раз люди друг друга так трезво и хладнокровно распинали и распинают? Не обязательно гвоздями; это могут быть слова, поступки, позиция и даже молчание, которым хотят намекнуть на что-то. А прибиваемый — такой слабый, а его сердце так иисохло без милосердия! И поэтому каждый такой «гвоздь» вызывает в нем ужасную боль.
Дать прибивать себя, но не прибивать других — вот наше призвание! Да, мы соглашаемся с Евангелием, мы молимся, мы ходим в костел. А затем в повседневной жизни так легко прибиваем и прибиваем своих ближних… Поэтому должны ежедневно от всего сердца молить: «Господи, научи меня любить каждого, даже самого трудного человека! Научи не прибивать Тебя в нем ни словом, ни поступком, ни плохой мыслью». Как это трудно мы прекрасно знаем. Как это нужно — ведь сами ожидаем такой любви. А насколько это спасительно — узнаем когда-нибудь..

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние XII. СМЕРТЬ ИИСУСА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Центральный пункт и вершина истории человечества. Все тайны сосредотачиваются тут подобно лучам в фокусе линзы. Творец умирает, но этим побеждает смерть. Давайте присмотримся как выглядит эта вершина. Это агония в полном одиночестве, в кромешной темноте, поглощающей сердце. Это — непереносимая боль до разрыва сердца. Но тем не менее, это — победа, имеющая самую большую ценность. Таков парадокс пасхальной тайны. Все мы были духовно рождены в этом Сердце, разорвавшемся от боли из Любви к нам. Сердце, пробитом для свидетельства для нас. Так как из вскрытой грудной клетки кровь и вода истекают только при разрыве сердца (а не от удушья как это обычно просиходило при смерти на кресте). Та Боль вместила в себя всю боль и несправедливость мира. Временами в это трудно поверить.. Но это так. Потому что Сердце Христа было не только человеческим, но и Божественным. Значит, Оно имело величайшую, без-конечную ценность, абсолютное величие и чистоту. Жертва ТАКОГО сердца — без-конечна по силе любви и ее глубине. Эта жертва своим достоинством и масштабом Любви превышает все зло всего творения во все века его существования. Сатана не знал этого. Он не мог этого постичь, ибо все что касается Божьей любви для него непонятно и запредельно. Он был убежден, что побеждает Бога, убивая руками своих приспешников Божьего Сына, БОГОЧЕЛОВЕКА. Но он полностью ошибся. Бог как бы использовал это самое страшное из всех возможных преступлений для рождения величайшего, без-конечного добра. Добра спасения всех, кто примет эту Жертву, кто даст себе духовно родиться в этих Ранах Христовых, даст омыть себя Его Кровью и Водою. Это — Великий Источник, родивший Вселенскую Церковь. Поэтому когда нам становится очень тяжело, то мы должны вспомнить о Ране в Сердце Умирающего Христа, и осознать, что мы призваны много пострадать, чтобы вместе со своим Господом войти в Его Небесную Славу. Когда же нам хорошо, то мы должны вспоминать, что Пасхальная Тайна Христа заключает в себе не только муку и смерть, но и вторую фазу — Воскресение и Славу. И тогда поспешим с помощью к тем, кто страдает. А когда будем страдать, то сам Господь придет к нам через других людей со своей помощью.
Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние XIII. СНЯТИЕ С КРЕСТА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
Матерь, держащая на руках мертвое тело своего Сына. Держащая как бы руину всех своих надежд, как бы попелище Божьих обещаний. Но тяжело страдая, Она верит, что Ее Сын победит. Она, созерцая величие смерти, уповает на Бога, на обещанное Им воскресение. И хотя раны Иисуса кричат об ужасном преступлении, Мария взглядом веры видит в них Новый Рай. Да, ведь именно в пасхальном парадоксе совершается наше спасение. Давайте созерцать силу веры и упования Марии, силу веры Ее Непорочного Сердца. Сердца, в котором видна сила веры и упования Вселенской Церкви, непрестанно верующей-и-уповающей на Господа. И хотя насмешки и издевательства сыпятся на Вселенскую Церковь — Невесту Господню, она никогда не отступит и не предаст Его. И как всегда, в конце концов окажется, что К.Церковь был права. Ведь в ней живет Дух Божий, и Мудрость Божия. А он много выше самой большой чисто человеческой мудрости. Поэтому не будем бояться, когда увидим собственными глазами, ощутим собственными руками как бы полный крах Божьих обещаний. Увидим как бы тотальные руины наших надежд — вследствие нашей верности Христу и Его Церкви! Ведь если мы претерпим до конца, то нас ждет победа. Великая победа.
Пресвятая Богородица, Матерь Скорбящая, выпроси для нас силу веры и упования на самые тяжкие времена нашего земного испытания.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние XIV. ГРОБНИЦА

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.
В чисто человеческом понимании гроб означает конец, означает что-то, о чем уже незачем говорить. Но этот гроб особенный. Он оказавшись пустым, открыл нам иную, новую перспективу, простирающуюся за завесой гроба. В нем окончилась одна реальность, но открылась другая, безконечная. Гробница Христа — это ворота, открытые в вечность, где блестит новая жизнь с без-конечными горизонтами. Поэтму нам незачем бояться поражений и проигрышей внешне окончательных как гроб. Не надо бояться сложенных в гроб надежд и того, что в жизни так и не удалось. Они погребены? Нет, если только они были согласны с волей Божьей, то будут исполнены, но иначе. Все они вернутся в новой жизни. Опыт К.Церкви учит, что там, в том мире будет такая земля, где каждое наше доброе зернышко взойдет и расцветет.
Мы вместе с Иисусом были погребены святым Крещением, чтобы с Ним жить в Вечности. Поэтому будем радоваться тому, что Крещение соединило нас с Господом, с Его Крестным Путем. И когда увидим, что Его Путь повторяется в нашей жизни, то не будем поддаваться страху. Ведь финалом этого пути является Вечная жизнь. Жизнь, которую мы теперь не можем ни увидеть, ни вообразить, ни понять. Потому что это — абсолютно иной мир, мир Бога. Но начинается он здесь, когда мы припадаем к Господу в Его унижении. И тогда, даже в ситуации абсолютно безнадежной и совершенно проигранной, мы будем иметь право и обязанность иметь надежду вопреки людской надежде. И если мы приняли эту ситуацию в соединении с Христовой пасхальной мУкой, то можем и должны говорить себе и ближним: «Не все окончено, не все проиграно, хотя и внешне мы проиграли, однако мы всë выиграли».
Мария, Матерь Скорбящая, склоняющаяся над гробницей своего Сына и созецающая зарю Его Воскресения, сопровождай нас в трудных минутах, помогай нам добывать из гробниц людских сердец и людских надежд, искру упования на Иисуса Христа — замученного, но Воскресшего!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние XV. ВОСКРЕСЕНИЕ

С.: Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя. Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Воскресение Христа. Чем оно является для нас?.. Праздником? Историческим фактом 2000-летней давности?.. Или просто — традицией? Доброй семейной традицией — отмечать Воскресение Христа. Все это в общем-то верно — и исторический факт, и праздник, и традиция. Но ЛИШЬ такое отношение к Воскресению Христа слишком поверхностно. Своим Воскресением из мертвых Господь дает нам много-много большее. Дает огромную надежду на то, что ВСЕ мы обязательно когда-нибудь воскреснем. Мы неизбежно обретем новые тела, но уже иные. Не такие как сейчас — слабые и смертные. Нет, каждый обретет тело подобное Телу Воскресшего Христа: вечно молодое, неумирающее, не болеющее, не требующее пищи и питья, не требующее отдыха и размножения. Мы обретем новое тело и будем потрясающе счастливо жить в Небе. Жить неприедающимся постоянным восторгом. Жить вечно лицом к лицу с безконечно интересным Богом. Иисус открыл нам такую непостижимо радостную перспективу Неба. Он выслужил нам это своей 33-летней — по человечески — мучительной жизнью, и особенно последним своим путем на Голгофу и смертью там. Он постоянно приглашает нас принять наш крест, чтобы пронеся его в земной жизни, оказаться в Небе. И Он знает как это не просто для нас! Ведь все действительно великое и замечательное в жизни дается очень не просто. И Господь ежесекундно готов помогать нам в этом пути в Небо. Надо только просить Его как можно чаще.. Просить, чтобы не впасть когда-нибудь из-за неправильно прожитой жизни в «воскресение погибели», а пройдя свой земной путь с Господом, получить воскресение вечного счастья. Оно стОит того, чтобы за него пострадать. Христос же, как мудрейший педагог, никогда не допустит для нас испытаний, хотя бы на миллиграм превышающих наши силы. Нужно лишь просить Его о помощь и действовать там, где Он поставил нас.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

[С.: Братья и сёстры, мы прошли в духе Крестный путь Иисуса Христа, принёсший нам спасение. Смиренно призовём бесконечное милосердие Отца, чтобы благодать Иисуса Спасителя, умершего и воскресшего, освободила и обновила мир.
Все: Отче наш…
С.: Помолимся. Боже, всемогущий и вечный, Ты дал нам Своего единственного Сына, умершего за нас на кресте, чтобы все мы, призванные умереть с Ним, могли с Ним возродиться к жизни; дай нам войти в славу воскресения, в которой Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.
Все: Аминь.]

(Вольный перевод с польского — Крижевский Г.А.)