Попытаемся на двух страницах раскрыть правду о еще одной «черной легенде» истории Католической Церкви…
ПРАВДА О КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ
Зачастую бывает так, что нам католикам ставят в упрек то, что наша „вера и наша Церковь виновата в таком страшном злодеянии как Крестовые Походы”.
Чтобы ответить на это по сути обвинение, мы должны сначала очень кратко вспомнить исторический фон, в которых родились эти походы.
Дело в том, что до конца 11 века территорией Палестины владели арабы, которые были весьма толерантны к огромному количеству христианских паломников из Европы, посещавших Святую Землю. Однако ситуация резко изменилась к концу 11 века, когда территорию Палестины взяли под свой контроль турки-сельджуки. Они не отличались толерантностью как арабы, и убивали или захватывали в рабство христиан-паломников, посещавших Иерусалим и другие города Св.Земли. Эта ситуация очень взволновала глубоко верующих католиков и особенно – иерархию Католической Церкви. Кроме того, в феодальной среде Европы процветала междоусобица. Она вовлекала в себя огромное количество дворянских родов, которые едва ли не бесконечно враждовали между собой, бессмысленно проливая кровь друг друга (правда при этом не разрушая и не грабя города и селения). И вот в 1096 году Папа Урбан 2 озвучил идею освобождения Гроба Господня в Иерусалиме вооруженным путем от сарацин, чтобы решить одновременно две задачи. Во-первых, Папа решил отвлечь рыцарское сословие от междоусобных распрей, направив их пыл на освобождение Иерусалима. А во-вторых, этот поход должен был иметь характер паломничества, которое в ту эпоху всегда носило характер покаяния. Таким образом, выходило, что это паломничество должно было быть не агрессией, а покаянием-с-освобождением. Однако благодаря податливости общества на глубоко религиозные мотивы, и успешность проповедей многих проповедников, Первый Крестовый Поход не был организован, он носил массовый стихийный характер. Это было людское паломничество, когда впереди шли вооруженные подразделения рыцарей, за которыми шли толпы невооруженных, неподготовленных, ничем не обеспеченных (ни едой, ни одеждой, ни другими важными вещами) людей – мужчин, женщин, детей. Этот поход сопровождали сплошные неудачи и многочисленная гибель паломников во время пути. Шли очень долго, затем возникли проблемы с властями Константинополя, затем – Антиохии. Тем не менее, им не только удалось дойти до Св.Земли, но даже удалось взять Иерусалим. Такой успех был воспринят средневековым европейским обществом как чудо. Создается латинское Королевство с центром в Иерусалиме. Но чтобы удержать это государство нужна была постоянная помощь рыцарям, которые там оставались. И так родилось 7 больших Кр.Походов. В реальности их было больше, ибо они носили более локальный характер. Некоторые современные английские историки насчитывают даже несколько десятков Кр.Походов. Папа Урбан потом очень сожалел об этом решении – уж слишком дорогой ценой был взят Иерусалим. Был даже Кр.Поход детей – когда под воздействием проповедей родилась мысль послать самых святых людей – детей. Кто из них не умер по пути от болезней, голода или кораблекрушения (они плыли по морю), тот попал в рабство туркам-сельджукам. Историки приходят к выводу об огромном энтузиазме простых людей, которые ринулись на освобождение Св.Земли. Папа хотел призвать лишь профессионалов-рыцарей, но ринулись все. Взрыв этого энтузиазма привел к массовой гибели этих людей, те кто возвращался – был покалечен психически. И поэтому впоследствии был установлен денежный ценз, чтобы отсечь желающих энтузиастов-паломников-
Несколько слов о крестоносцах. Это слово происходит от слов «носить крест». Произошло оно из слов Христа в Евангелии „кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф 10,38). Причем рыцари, собиравшиеся в Кр.Походы, получали эту нашивку-крест на свой плащ из рук своего господина в торжественной обстановке. Например, король Франции Людовик 7 получил такой крест из рук самого Папы Римского. Зачастую в некоторых семьях несколько поколений мужчин участвовали в Кр.Походах – это было очень престижно. Они до конца не понимали всей сложности реализации плана удержания Св.Земли в христианских руках. Но тем не менее, такая династия–семья собирала деньги и все необходимое для путешествия, вооружения и жизни в Палестине своего представителя. Когда же начала появляться организация для ведения Кр.Походов, началась постепенная трансформация этого явления. В него начали внедряться многие нерелигиозные мотивы и цели, прежде всего – меркантильные (материальное обогащение и тщеславие быть победителем), политические и др. Ярким примером этой трансформации явилось ограбление Константинополя в 1204 году рыцарями из-за политически-меркантильных целей. И хотя оно было сурово осуждено Папой, тем не менее на многие века легло черным пятном на взаимоотношения западных и восточных христиан. Случались при Кр.Походах грабежи и помельче из-за дефицита питания, когда рыцари таким образом зарабатывали себе на выживание. А еще позже вырос бизнес на войне в среде рыцарства.. Последнее все более и более отходя от духовно-религиозных целей, удалялось от служения людям, становясь самодовольствующей силой в европейском обществе того времени..
Итак, как же нам реагировать на обвинения в адрес католиков за Кр.Походы?
Прежде всего, мы не должны „комплексовать” по поводу этого обвинения. Ибо мы лично не имеем к тому, что называется Кр.Походы никакого отношения. Ведь это не мы, теперешние католики организовывали эти Походы. Кроме того, совершенно некорректно рассматривать события 800-летней давности с точки зрения ментальности современного человека. Нашу ментальность нельзя сравнивать с средневековой – мы по сравнении с ними почти что не христиане. Так как по большей части мы (даже практикующие католики) живем как люди, которые в своем поведении почти не знают Бога и не помнят о Нем и о Вечности, которая нам предстоит (что уж тогда говорить о ментальности современных реально-неверующих?) В то время как в ментальности огромного большинства живших в средневековой Европе, главной целью человека было спасение души. И вся жизнь в обществе была нацелена на эту главнейшую задачу. Наиболее ярко говорит об этом архитектура средневековых поселений – в их центре всегда возвышался храм, от которого шла вся дальнейшая застройка. Именно подобная ментальность способствовала появлению идеи Кр.Походов, хотя главной их причиной были рассмотренные выше обстоятельства. Но для нас важно то, что убеждать в негуманности Кр.Походов в то время было бы абсурдно. Ибо тогда убить сарацина – было делом спасительным для христианского мира и для людей, для которых жизнь без Христа и Его Церкви грозит вечным адом. Надо так же помнить, что ГЛАВНАЯ ИДЕЯ Кр.Походов была ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ, а не агрессивно-захватническая, как нам пытаются убедить в этом современные масс-медиа. Тут надо заметить, что фильм „Царствие Божие” является ярким примером (голливудской) манипуляции для извращения исторических фактов (реальности того времени). В нем, к примеру показано, как грязный, необразованный европейский рыцарь разговаривает с благородным, образованным представителем Востока, т.е. нам пытаются показать как в принципе плох европеец и как хорош азиат, что крайне далеко от истины. Ведь к тому времени в Европе начинались университеты, больницы, хоть и не было водопроводов, канализации и т.п.
Далее, призыв к освобождению Гроба Господа нашего – тогда трансформировался в образ приказывающего Христа-Господа (в той среде каждый человек всегда был вассалам кого-то). Главный Господин – Христос – приказывает – это огромный мотив для той ментальности. Неприступность Господа-Христа в Иерусалиме исчезало – паломник видел, что Он был Человеком, который ходил по уличкам Иерусалима, истекал кровью – из этого рождалось богослужение Крестового Пути. Мысль „Иисус был одним из нас” стала на века осью духовности европейцев. А значит и наши страдания могут быть с соединены с Его страданиями. И именно этот результат (кроме песней, баллад, книг) и само рыцарство – как охранников пилигримов, является самым главным позитивным результатом Кр.Походов.
Другие важнейшие позитивные плоды:
— То, что христиане Европы впервые по-настоящему почувствовали общность в тогдашнем феодальном мире раздробленности и междоусобиц. Они почувствовали братскость французов и англичан, итальянцев и немцев – это связало народы Европы на долгие века. А все последующие междоусобные войны велись уже как между христианами, а не как с сарацинами.
— Появилось огромное влияние Катол.Церкви на ВСЮ жизнь европейского общества. Главные моменты международной жизни, нравственности регламентировалось Катол.Церковью и особенно наивысшим авторитетом Папы. Так как все это служило для интересов вечного Царства Божьего.
— Европейцы, выходя в др. культуру получили то, что было полностью утрачено в Европе – многие достижения древнегреческой культуры, и прежде всего – труды греч. мыслителей, которые сохранились в арабском языке, через который европейцы получили доступ к сокровищнице древней культуры. Что привело к невиданному развитию католической теологии (св. Фома Аквинский и др.).
Изучение Кр.Походов дает нам понимание наших корней, хотя эти походы принесли так же и нехорошие результаты. Папа призывал открыть путь для паломников, а не призывал к агрессии на Восток. Он ошибался? Нет т.к. для того времени это было верно, но с точки зрения нашей, теперешней (но никак не тогдашней!) ментальности, он „ошибался”..
Большинство же современных людей бездумно повторяют «черные легенды», которые они начитались из интернет-болтовни, голливудских кинофильмов, лживых ненаучных публикаций и проч. идеологических фальшивок. И безмысленно и безкритично повторяют чтобы слыть „специалистом по Кр.Походам”. Тут можно посоветовать замечательную, сугубо историческую литературу, посвященную этой теме. Причем не католических и даже не христианских авторов. Они стараясь максимально объективно подходить к всему огромному количеству сохранившихся исторических документов и фактов, показывают в целом значительно более позитивный эффект этих походов, чем негативные их результаты. Надо добавить, что совершенно подобным образом выглядят все по-настоящему научно-исторические исследования европейского средневековья. Причем повторим еще раз – авторами таких исследований являются не католики и даже не христиане.
Рыцарские Ордена появились как необходимость, но со временем они неуклонно деградировали в дух.аспекте уходя в сторону бизнеса и политики – Тамплиеры, Иоанниты, Тевтонцы. Тамплиеры – французские рыцари – конкуренты франц. короля Людовика Красивого. Финанс. кризис короля – а тут оч. богатые и организованные в орден рыцари. Обвинили в ереси, разграблены, казнены и уничтожены. Можно сказать, что эти рыцарские ордена помогли прийти к кризису Катол.Церковь, из которого ее вывели нищенствующие ордена францисканцев и доминикан. И эта комплементарность развития Католической Церкви совершенно уникальна. Мальтийский и Тевтонский Ордена сохранились до сих пор, но занимаются исключительно делами милосердия. Кармелиты монашеский орден – исключительно духовный, созерцательный так же появился в Св. Земле во времена Кр.Походов…
По материалам: свящ. Виталий Сидорко конференция „Правда о Крестовых походах”, подготовил: Крижевский Г.А.