Как не бояться своего креста..

Очень краткая (5 стр. А4) статья священника З.Червиньского поможет осознать ЧЕМ является «крест нашей жизни» и почему его не надо бояться, и как научиться его любить, т.е. радостно брать каждое утро на свои плечи и становиться от этого и благодаря этому реально счастливее..

Скачать статью в формате  .doc

Свящ. З.Червиньски (Z. Czerwiński)
ТАЙНА СЛАВНОГО КРЕСТА.

Тайна, открытая простым людям.
Для многих христиан одной из наиболее трудных для понимания является тайна Распятого Христа и тесно связанная с ним тайна нашего собственного креста. Сегодня, как и во времена св. Павла, для многих людей крест является либо оскорблением либо глупостью, тогда как для призванных быть христианами – силой и мудростью Божией (ср.: 1Кор.1,22).
Это последнее мы, христиане, признаем теоретически, однако в повседневной житейской практике бывает иначе. Нижеприведенные размышления могут оказаться полезной помощью в открытии, понимании и в опыте того, что крест действительно является мудростью и силой Божией. Чтобы это стало, необходимо сделать несколько шагов.

Шаг первый: вознести крест Христов.
Иисус сказал: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3,14). Говоря это Иисус имел в виду свое вознесение на древе креста, то есть вознесение того, чем Он стал на том кресте, и что Он этим крестом совершил – вознесение своей жертвы. В чем она заключалась? Что надо сделать, чтобы и в нашей жизни совершилось это вознесение? Это очень важный вопрос.
Согласно слов Иисуса, вознесение креста должно быть подобным тому, какое сделал Моисей, вознесший медного змия над пустыней. Вспомним, как скитающиеся по пустыне израильтяне начали утверждать, что Бог ведет их неправильной дорогой и начали роптать из-за временного недостатка хлеба и воды (Чис.21,4), полностью утеряв доверие к Богу и Его слуге – Моисею. Бог, видя окаменелость их сердец, был как бы вынужден допустить, то, что их начали кусать змеи, чтобы это стало для них поводом к тому, что они опомнились и обратились к Богу. Против ядовитых укусов змей существовало только одно лекарство, которое с человеческой точки зрения не имело ни какого смысла: Моисей сделал медного змея и укрепил его на высоком шесте. Каждый укушенный, если он только уверовал в Бога и посмотрел на этого медного змея, спасался от смерти.
В определенном смысле мы похожи на израильтян, кусаемых ядовитыми змеями. В наших сердцах часто не хватает доверия к Богу и веры в Его любовь к нам. Поэтому мы ропщем, считая, что Бог нас в жизни направляет неправильным путем; мы не хотим идти в Небо, т.е. к нашей Обетованной Земле, но пробуем искать своего счастья в грехе. Грех в реальности является смертельным ядом, который уничтожает нашу жизнь и ведет к вечной смерти в аду, т.е. вечного удаления от Бога. Но самое главное это то, что против смертельного яда греха мы сами по себе не имеем никакого эффективного лекарства. Единственным лекарством является Христос, вознесенный на кресте, Его крестная Жертва.
Кто считает, что от смертоносного яда, который несет с собой грех нас может спасти какое-либо лекарство кроме крестной Жертвы Христа, не достигнет спасения, приготовленного для нас Богом. Я говорю это с таким ударением потому, что есть среди нас люди, переоценивающие то, что они сами могут сделать для своего спасения, не дооценивая того, что сделал Христос, умирая на кресте. Им кажется, что свое спасение они должны заслужить, совершая различнейшие добрые дела. Бог конечно же желает, чтобы мы совершали добрые дела. Еще со времен св. Павла известен целый список добрых дел, котороые Бог заранее предусмотрел, а которые мы должны совершать (Еф.2,10; ср.: Гал.5,22). Но эти добрые дела следуют из того, что человек еще ранее был спасен Христом, который умер за нас на кресте. И в соответствии со словами ап. Павла, этот дар исходит не от нас, но от Бога… (Еф.2,8-9).
Итак, наше спасение является даром Бога, заслужить который мы никак не можем. Принимаем мы этот дар даром, благодаря щедрости Дарителя. Бог не может дать нам спасение взамен за что-либо нами делаемое; не может Он нам его как бы «продать» за какую бы то ни было духовную «плату». Спасение бесценно. Ни одна вещь, ни один человеческий поступок не может сравниться с ним. Все, что мог бы человек сделать в сравнении с этой ценой, имело бы ценность равную цене грязи под ногтем! Ибо за наше спасение Христос заплатил своей бесценной Кровью, пролитой на кресте, заплатил своей жизнью, посвященной тому, чтобы мы могли быть спасены от смертельного укуса греха. С такой ценой не может сравняться ни один, даже сверхблагороднейший и наисвятейший наш поступок. Поэтому надо отставить в сторону все людские способы спасения и с верой взглянув на крест Христов, отворить свое сердце для принятия спасения, которое Он для нас добыл. Другими словами, надо сознательно принять Иисуса Христа как своего личного Спасителя и Господа и отдать Ему свою жизнь.

Шаг второй: понять, в чем заключается наш крест и его смысл.
Теперь взлгянем на тайну нашего личного креста. Иисус сказал: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). Сказал и то, что если кто-нибудь не будет это делать, тот не будет Его учеником (Лк.14.26,27). Надеюсь, что все мы хотим быть учениками Христа. Поэтому предлагаю, чтобы теперь все мы задумались бы, что значти «брать свой крест» и нести его каждый день.
Надо прежде всего осознать, что есть крест. Наши личные, жизненные кресты могут быть очень разными. Для кого-то крестом будет, например, недостаток: здоровья, красоты, хорошего жилья; малая зарплата, одиночество, старость, смерть близкого, уход супруга к другой женщине; неисполненные желания в отношении детей, и многое многое другое. Крестом может быть инвалидность: если кто-то слепой или глухонемой, или в результате несчастного случая потерял ногу и т.п. Бывает, что крестом для кого-нибудь может быть другой человек. Часто муж является крестом для жены, или жена для мужа; невестка может быть крестом для свекрови или свекровь для невестки; злой шеф на предприятии для своих подчиненных; может это быть и надоедливый сосед и много других людей. Для некоторых крестом бывает какая-либо духовная слабость: или склонность к быстрому впадению в нервозность, или склонность к алкоголю, или особая слабость в сексуальной сфере и т.п. Примеров каждодневного креста можно приводить очень и очень много. Хотя для каждого из нас не составит особого труда ответить на вопрос: какой же мой каждодневный, личный крест?
Все мы склонны думать, что существование личного креста означает, то, что по какому-то поводу мы не нравимся Богу, что Он нас наказывает за какие-то грехи. И временами нам кажется, что это наказание слишком уж тяжелое. Иногда мы думаем, что Бог не отблагодарит нас за наше посвящение себя и своей жизни Ему. Но мы должны знать, что эти мысли нам подсовывает наш истый враг – сатана. Он таким способом старается вырвать из наших сердец веру в любовь Божию к нам и сделать нашу жизнь несчастной.
Однако, кто познал секрет креста, начинает понимать, что сатанинские нашептывания – ложь. Ибо в реальности Бог допускает крест, желая, чтобы благодаря ему, появилось в нашей жизни какое-то очень важное добро и чтобы мы благодаря кресту еще более пережили то, что Он нас любит. По воле Божией каждый личный крест имеет большой смысл. Через крест Бог призывает нас к обращению, лечит нас от гордыни, позволяя понять, что мы должны держаться Его изо всех сил, чтобы наша жизнь шла в правильном направлении. Бог приглашает нас сейчас, чтобы мы попробовали поверить в это даже тогда, когда смысл нашего креста для нас еще не ясен. Но прийдет момент, когда Бог нам этот смысл откроет, и мы увидим добро, которое благодаря кресту Он хочет нам дать, так как дал Он его множеству людей нам предшествовавших.
Глядя на жизнь многих людей мы можем сказать, что все обращения, имевшие место во всей истории спасения произошли благодаря какому-либо кресту. Очень много людей именно через крест могло открыть свое жизненное призвание и впоследствии стать на путь святости. Это имело место, к примеру, в жизни св. Франциска Асизского или в жизни св. Игнатия Лойолы. Крест болезни привел их ко Христу и к полной перемене жизни.
Я когда-то встретил человека, крестом которого было то, что он родился слепым. Когда в доверительной беседе я спросил его о смысл этого креста, он ответил: «Думаю, что Бог допустил этот крест для того, чтобы я стал верующим. Мои родители были атеистами. Если бы я родился здоровым, они воспитали бы меня атеистом. Но из-за того, что я был слепорожденным, они отдали меня в интернат для слепых в Лясках [под Варшавой, где воспитателями и учителями работают католические монахини – прим.пер.], где меня не только научили читать и писать, но где я услышал о Иисусе Христе и где я стал верующим человеком. Наперекор тому, что думают некоторые, Бог давая мне этот крест даровал мне много добра, проявил ко мне свою любовь и за это я Ему сегодня очень благодарен.»
Теперь мы начинаем лучше понимать, почему Христос хочет, чтобы каждый из нас, если хочет быть Его учеником, брал свой крест и каждый день шел за Ним. Попробуем поискать ответ на вопрос: как это должно конкретно выглядеть в нашей жизни?
Прежде всего, нужно НЕ УБЕГАТЬ от креста. Мы все имеем такую склонность и часто так делаем, забывая, что это знак Божьей любви к нам, и что крест этот дан нам для нашего же добра. Верменами к такому бегству нас склоняет мысль, что Бог дал нам слишком тяжелый крест. Поэтому мы хотим, чтобы наш крест был другой, менее тяжкий и более легкий для ношения. Однако Бог знает нас лучше чем мы знаем сами себя. К тому же Он и любит нас куда более, чем мы любим сами себя. Поэтому Бог дает нам наиболее подходящий для нас крест, наиболее нужный для нас, несущий нам наибольше добра. Крест наш ВСЕГДА присутствует в нашей жизни и никуда мы от него не убежим. Поэтому мудрее и рассудительнее будет брать его каждый день и нести за Христом.
Но не надо этого делать по-страдальчески. Наверное многие слышали убогую песенку: «Страдай душа моя, и будешь спасена, а если не выстрадаешь, будешь осуждена». Другие благочестиво добавляют: «Господь Иисус терпел и нам велел. И мне как христианину Бог так же посылает крест, и хочет чтобы и я страдал». Другие принимают позицию древнегреческих стоиков, мысля так: «Бог всемогущ. Он дал мне крест и я с этим ничего не поделаю. Поэтому я должен каждый день брать свой крест на плечи и нести. Такая уж у христиан судьба». Здесь надо ясно и особо четко сказать, что приведенные способы несения повседневного креста совершенно НЕ христианские. Из нашей веры должно вытекать совершенно другое отношение к своему кресту и совершенно другой способ его несения.
Чтобы этому научиться, нужно прежде всего понять, что опираясь на наши чисто человеческие силы и возможности мы НЕ способны принять свой каждодневный крест. Ибо эта способность выплывает из веры в ЛЮБОВЬ БОГА К НАМ. Мы должны изо всех сил стараться чтобы эта вера в нас развивалась и взрастала. Это происходит благодаря молитве с просьбой о такой вере и частому контакту со Свящ. Писанием.
Имея такую веры, мы можем стать подобными Аврааму, который получил от Бога огромный крест. Бог приказал ему принести в жертву единственного и любимейшего сына – Исаака. Наперекор всякой надежде, Авраам поверил, что Бог любит его. Поэтому когда идущий на место жертвоприношения Исаак спросил: а где же жертвенный ягненок? Авраам ответил, что Бог его предвидит (Быт 22,8). Эта история учит, что Бог не хочет нас уничтожить, не хочет Он и нашего страдания ради страдания. Бог предвидит добро, которое придет к нам через наш крест.
Далее надо понять, что единственным человеком, который не убежал от своего креста, был Иисус Христос. Он шел на крестную смерть веруя, что встретит там любящие объятия своего Небесного Отца. Распятый Иисус является ответом Бога на наш крест. Он – истинный Ягненок, которого для нас предвидел Бог. Благодаря Христу, наш крест не имеет уже власти над нами, он уже не уничтожает нас. Христос победил смерть, Он вознес крест и сделал его славным. Именно благодаря Иисусу наши кресты теряют свою жестокость. Потому что Он забрал самое тяжелое в каждом кресте – их жало т.е. переживание того, что страдание, заключенное в кресте не имеет никакого смысла. Только Иисус может сделать нас способными нести наш крест каждый день. Нам надо для этого глядеть на крест Христов и просит: «Господи, Ты один не убегаешь от своего креста, Ты один верил что там ждет Тебя любящий Отец. Поэтому прошу Тебя, дай мне веру, что и в моем личном кресте скрыта любовь Бога ко мне. Дай мне и силы, чтобы каждый день я был способен нести свой крест и дай мне благодать понимания смысла моего креста и моей жизни». Тогда крест станет для нас воистиу крестом славным, что будет означать, что мы не будем убегать от него, но будем славить Бога за присутствие креста в нашей жизни.
Плоды креста.
Задумаемся теперь, как живет человек, которому открыта тайна креста. Тот кто знает секрет креста не даст сатане обмануть себя. Когда в жизни такого человека появится страдание, когда крест даст о себе знать, то тогда сатана начнет подбрасывать мысль: «Видишь, это страдание – доказательство, что Бог не любит тебя. Взбунтуйся и требуй чтобы Он забрал от тебя этот крест, а еще лучше – перестань верить в Бога, возьми свою жизнь в собственные руки и сам добывай свое счастье». Тогда христианин ответит: «Иди прочь, сатана! Ты уже не имеешь надо мной никакой власти, и ты уже больше меня не обманешь. Бог в своей Церкви открыл мне тайну креста. Я уже знаю, что именно там, в кресте – я могу пережить любовь Бога ко мне. И я уже знаю, что Он дает мне крест для моего же истинного добра, что этот крест имеет для меня глубокий смысл». После этого сатана должен прикусив свой хвост отойти.
Кроме того, знание тайны креста приносит глубокий покой в наше сердце. Мы все очень тоскуем по такому покою. Причем этого настоящего Божьего покоя невозможно найти нигде в мире. Его не даст ни обладание материальным богастством, ни физическое здоровье, ни людское признание и слава, ни какая другая вещь. Этот покой может дать только Христос, когда позволяет нам открыть тайну креста, а так же когда Он дает нам силы чтобы нести этот крест каждый день. Человек, знающий этот секрет имеет веру (возбужденную Духом Святым), что Бог его любит и что ничего по-настоящему плохого ему не может быть. Поэтому даже в трудные моменты, когда особенно сильно ощущается тяжесть креста, такой человек имеет свет в своей жизни – видит смысл креста, видит добро, которое Бог хочет ему дать через этот крест. И к тому же слышит в своем сердце свидетельство Духа Святого, который позволяет ему по-настоящему уповать на Бога, взывая Его: Авва, то есть Отец, Папочка (ср. Рим 8,15).
Открытие тайны креста позволяет нам так же понять, что для Христа крест был так же мучительным и тяжелым. Но Иисус однако страдал для того чтобы мы не должны были страдать. Зная это, мы совершенно по другому ощущаем наш личный крест. Присутствие Христа позволяет нам совершенно иначе подходить к нашему кресту. Ибо тогда мы зная его секрет осознаем, что это не какая-то кара Божия, но как раз наоборот – крест это знак, которым Бог метит своих овец, знак нашей принадлежности к Его стаду, того, что мы Его собственность и то, что Он нас выбрал. Таким образом, крест показывает нам любовь Бога. Это орудие которым Он хочет нам дать некоторые блага и иметь нас около Себя. Бог знает, что мы слабые и что без Него загубили бы свою жизнь. Крест поэтому является орудием благодаря которому мы можем увидить светящийся любовью облик нашего небесного Отца. Крест – это орудие нашего обращения. А жало креста нас не ранит – ибо Христос удалил это жало.
Все это хорошо понимали первые христиане. Они сложили гимн о кресте, датируемый 3 веком н.э. Авторы этого гимна говорят нам, что для них крест – это лестница Иакова, которая соединяет небо с землей. Говорят так же, что крест для них – это пища в голоде и источник воды при жажде, одеждой при наготе и даже – наслаждение. Роса креста их оживляет а его дуновения обогощает. Крест для них защитой в тревоге и поддержка при ошибке. Они хотят взрастать в его корнях и отдыхать в его ветвях, а в его тени поставить свой шатер. Очень волнительное утверждение о том, что в открытых объятиях креста светится для нас любовь Бога. Но более всего поражает, когда первые христиане называли крест ложем любви на котором Господь обвенчался с нами. Получается, что вхождение в крест было для них переживанием любви Бога на самом высоком уровне, подобно тому как муж и жена наиболее сильно переживают свою взаимную любовь на супружеском ложе. В том гимне часто повторяются так же слова, называющие крест славным. Ибо кто открыл тайну своего креста, тот неся его идет за Христом и славит Бога, потому что благодаря кресту переживает любовь Божию.
Поэтому Евангелие содержит слова Христа, обращенные ко всем, кого мучает и придавливает тяжесть личного креста. Иисус взывает: Прийдите ко Мне все утружденные и обремененные, и Я поддержу (утешу) вас (ср. Мф 11,28). Эта поддержка и утешение состоит в том, что благодаря Христу наш личный крест теряет свою болезненность, его тяжесть становится для нас сладкой, а его бремя – легким. Этот наш приход ко Христу совершается особенно во время Евхаристии. Именно тогда мы участвуем в Его кресте, который делается для нас присутствующим здесь-и-сейчас и сила которого позволяет нам принимать наш личный крест. Кроме того, мы принимаем Тело Христа, благодаря которому мы становимся способными переживать сладость креста и каждый день брать его на свои плечи славя Бога за Его любовь к нам.
Желаю Вам и молюсь о том, чтобы вы всегда становились перед Богом смиренными и маленькими как младенцы и чтобы вы по-настоящему разгадали крест. Христос тогда сможет благодарить своего Отца за то, что тайна креста оказалась открыта так же и вам.