Тема индульгенций является самой популярной (после Инквизиции) и наиболее искаженной темой для критики Католической Церкви. Тема эта в массовом сознании (даже части католиков) представлена настолько извращенно, что превращает католическое вероучение в абсурд и отрицание Христового замысла. Поэтому каждый католик должен понимать ИСТИННУЮ сущность индульгенции, уметь спокойно объяснять правду о ней, и конечно же пользоваться этим — исключительно Божьим — даром для помощи себе и умершим. Надеюсь, что это станет вполне реальным, если хорошенько прочитать (желательно не один раз), осмыслить и запомнить главное из нижеследующего материала…
СУЩНОСТЬ ИНДУЛЬГЕНЦИИ
Во-первых, индульгенция — ЭТО НЕ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ. Прощение грехов можно ПОЛУЧИТЬ ТОЛЬКО В ТАИНСТВЕ ИСПОВЕДИ, с соблюдением пяти главных условий, которые следуют из учения Иисуса Христа и всего того, что передали Апостолы (в Свящ.Традиции или Свящ.Предании).
Во-вторых, индульгенция является ЛИШЬ УМЕНЬШЕНИЕМ или ПРОЩЕНИЕМ ВРЕМЕННОГО НАКАЗАНИЯ, которое влечет за собой грех в этой жизни или после смерти. Поэтому индульгенцию человек может получить исключительно после покаяния в Таинстве исповеди. Вот как об этом учит Катехизис Католической Церкви (далее – ККЦ): „Индульгенция – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена [в Таинстве покаяния и следующем из него удовлетворении за грехи – епитимии]; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими.”
Обычно при рассмотрении вопроса об индульгенциях современному христианину труднее всего понять что такое «временное наказание за грех». Эта трудность рождается не только из-за слабой катехизации, но так же из-за несколько искаженного представления о Божьем Милосердии. Искаженность эта выражается в ложной идее о том, что действие Милосердия должно якобы навсегда и напрочь отменить даже малейший акт справедливости Бога, что увы не так. Господь Иисус Христос в своем научании многократно и достаточно жестко утверждал, что Бог – не только Милосердный Отец, но и справедливый Судья, который не смотрит на лица. Что Его Милосердие – это как бы Его „бесплатный аванс”, Его добрый жест в нашу сторону, это Его шанс для нас, живущих на земле людей. Если же человек проигнорирует, не захочет принять этот дар и шанс (ответив на него покаянием и любовью), то тогда наступает черед Божьей справедливости – или уже на земле, или в посмертном существовании человека. Господь готов нам прощать грехи, но не для того, чтобы мы пользовались Его Милосердием, чтобы удобно грешить. Нет. Его Милосердие – это возможность обратиться и изменить свой стиль мышления и жизни в сторону достижения истинного счастья и здесь, и в небе. Зло греха всегда объективно, неизбежно и всегда оставляет последствия. И Бог никогда не примирится с грехом, который есть дисгармония, разрушение и анти-любовь. Поэтому греху и любви к нему нет места в Царствии Небесном. Туда могут войти лишь те, кто разорвал все отношения с грехом (злом), кто питает глубокое омерзение ко злу-греху. Вот как об этом учит Катехизис Католической Церкви (пп. 1471 и далее): „Для понимания этого учения и практики Церкви [об индульгенциях] надо учесть, что грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом, и тем самым закрывает доступ к вечной жизни; лишение ее называется «вечной карой за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога, поражающая извне; ибо они вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары. Прощение греха и восстановление общения с Богом [в Таинстве исповеди] приводят к отпущению вечной кары за грех. Но остается временная кара за грех. Терпеливо перенося боль и различные испытания, а когда придет час, спокойно глядя в лицо смерти, христианин должен стараться принимать как благо эту временную кару за грех; он должен приложить все усилия, чтобы делами милосердия и любви, а также молитвой и различными делами покаяния совершенно изжить в себе «ветхого человека» и облечься в «нового человека».”
Другими словами, Катехизис этим одним последним предложением приводит огромный опыт человечества в борьбе со грехом в душе. Неоспоримым фактом является то, что даже истинно глубокое раскаяние в Таинстве исповеди и полное возмещение причинененного грехом ущерба (епитимии), не изменяют внутренних ран (последствий греха) в кающемся и не ликвидируют тут же его привязанности ко греху. Грех – особенно длительный – калечит душу (прежде всего – психику) человека, и такая исповедь – это только самый первый и крайне важный шаг в последующем, порой многолетнем процессе исцеления. Наиболее яркий пример – грех пьянства и другие зависимости. Конечно, бывают чудесные исцеления, которые в один момент позволяют человеку избавиться от привязанности ко греху и целого „букета” его последствий. Однако это очень редкие ситуации. Тут как в телесной болезни – чем она тяжелее, тем труднее ее вылечить и исправить все дефекты, которые та нанесла в течении долгого времени. И бывают чудесные исцеления таких телесных болезней – но они очень и очень редки. Существует немало грехов, последствия которых человек после покаяния не успевает исправить в течении своей земной жизни, и продолжает эту работу уже в чистилище.
Можно сказать, что практику индульгенции основал сам Иисус Христос. Когда Он, веся на Кресте, видя глубочайшее раскаяние и такой же акт веры, дал индульгенцию разбойнику, сказав ему: «Ныне же будешь со мною в раю» (Лк 23,43).
Итак, еще раз попытаемся „разжевать” что такое «временное наказание» путем постановки вопросов и давания ответов на них…
— „Если грех прощен в Таинстве исповеди, то почему еще необходимо временное наказание?”
— Ради блага человека
Образом временного, очищающего наказания может послужить страдание блудного сына, который „расточил имение свое, живя распутно” и потерял все, что получил от отца. Сын страдал от голода и „рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.” (ср. Лк 15,14-16). Отец всегда любил сына, и простил ему его грех едва услышав о плохом поведении, но это не уменьшало ни голода, ни жажды грешного юноши и он еще претерпевал лишения. Сын страдал по поводу своих грехов, стыда и гордыни, которая препятствовала ему вернуться к отцу и признаться во всех своих ошибках. Однако, его страдания оказались очищающими его гордыню, и благодаря им он наконец вернулся домой, к отцу.
— Не наказания, но нашего счастья желает Бог
Иногда некоторые теологи представляют Господа, который якобы радуется страданию грешника и с удовольствием ссылает на него разные наказания на земле или после смерти, чтобы он ощущал их „для удовлетворения Божьей правде и справедливости”. Переживать эти наказания – это якобы способ дать Богу удовлетворение. Но не так следует понимать временное наказание и индульгенции. Бог НЕ хочет наших мучений, Он не хочет никакого наказания для нас. Бог – наш добрый Отец, который – как отец блудного сына – желает лишь счастья для своих детей. Так называемое временное наказание и следующее из него страдание – это плод наших грехов. Иначе говоря, наш грех порождает и наказание, и страдание. Подобно тому как грех блудного сына причинял ему боль, а не отец причинял ее.
— Временные наказания допущены Божьей любовью
Временное наказание состоит в том, что любящий Бог допускает страдания, которые порождает наш грех, чтобы эти страдания очистили нас. Так поступил и отец блудного сына, когда узнал о его злоключениях, но при этом не послал к нему своих слуг с деньгами, чтобы облегчить его тяжелую жизнь. Добрый и мудрый отец знал, что это лишь повредило бы юноше: он бы никогда не вернулся к отцу и продолжал бы вести свою легкомысленную жизнь.
— Временные наказания – это очищение любви
Дело в том, что в Небо не может войти человек, не достигнув чистоты святости. Поэтому не достигнув его на земле, он переживает в чистилище те самые „временные наказания”, которые необходимы для достижения совершенства любви, для очищения ее от всех форм эгоизма и дурных привычек. Это совершенно необходимо для того чтобы войти в рай. Именно об этом учил Христос. Вспомним, к примеру, притчу о пире на который пришел человек „не в брачной одежде”, что является образом загрязненной, неочищенной души (Мф 22,11-13; в те времена всем гостям, которые не имели чистой одежды на пир, таковая выдавалась, но этот человек пренебрег даром чистой одежды, и был за это выдворен „во тьму внешнюю”). Только человек совершенно бескорыстно любящий может испытывать блаженство рая, вытекающее из блаженного видения Бога и пребывания со спасенными. Индульгенции – это Божья помощь человеку в достижении такой чистоты любви, чтобы человек не нуждался в других необходимых для этого средствах, т.е. в временных наказаниях.
— Не в силу заслуг грешника…
Индульгенция дается человеку в силу заслуг Иисуса Христа, нашего Спасителя, Его Пресвятой Матери и всех святых. Это означает, что сам грешник заслуживает только страдания-наказания, которые влечет за собой грех, избранный им своевольно и сознательно. И если любящий Бог хочет свой благодатью освободить его от этого страдания, то Он делает это не по заслугам грешника, но благодаря Своему милосердию и ради заслуг Своего Сына и любви Его святых.
— „Сокровищница заслуг”
В основе учения об индульгенциях лежит принцип солидарности христиан как членов единого мистического Тела Христова и представления о Церкви как о единой семье, члены которой могут поддерживать друг друга и оказывать взаимную помощь. Все члены Церкви, живущие на земле или прошедшие уже в окончательную жизнь, составляют одну семью, в которой любовь-агапе одних приходит с помощью тех, в которых она еще слаба, чтобы очистить и увеличить ее (ср. ККЦ, 1474). „В этом удивительном обмене святость одного полезна другим значительно в большей мере, чем грех одного способен повредить другим. Так, обращение к общению святых позволяет раскаивающемуся грешнику быстрее и действеннее освободиться от кары за грехи” (ККЦ, 1475). Любовь и все добрые дела, – совершенные Иисусом, Его Пресвятой Матерью и другими святыми, – являются так называемой сокровищницей заслуг (thesaurus meritorum), „которое представляет собой не накопление благ, как это бывает с материальными богатствами, накопленными на протяжении веков, но бесконечную, неисчерпаемую ценность, какую имеет перед Богом умилостивление и заслуги Христа, Господа нашего, принесенные для того, чтобы освободить человечество от греха и дать ему прийти к общению с Отцом. Именно во Христе, Искупителе нашем, обретаются в изобилии удовлетворения и заслуги совершенного Им искупления. К этому сокровищу принадлежит также та ценность, подлинно неисчерпаемая, неизмеримая и всегда новая, какую имеют перед Богом молитвы и добрые дела Пресвятой Девы Марии и всех святых” (ККЦ, 1476-1477). Таким образом, великая любовь Бога и Его святых, составляющая эту сокровищницу, помогают всем слабым и грешным, стремящимся искренне к достижению совершенной любви.
— Лишь Церковь может определять условия получения индульгенций
„Индульгенция дается Церковью, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от Отца милосердия отпущение временной кары за грехи. Таким образом, Церковь хочет не просто прийти на помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости” (ККЦ, 1478).
— Обращение и раскаяние совершенно необходимы
Индульгенция НЕ может быть получена:
— без действия человека,
— без его искренней любви,
— без его обращения и раскаяния.
Одним из самых важных условий, чтобы ее получить, является глубокое обращение-покаяние, которое должно проявляться в желании больше не грешить, выполнять Божью волью и отрицать все, что этому препятствует. Индульгенции должны выражать покаяние, возрождение искренней любви и укреплять верующего в смиренном сознании, что без помощи свыше он не может избавиться не только от греха, но и от его последствий, какими являются временные наказания.
Есть два вида индульгенций: полная и частичная. Полная упраздняет всякое временное наказание за грехи, неполная (или частичная) освобождает лишь частично от такого наказания (ср. ККЦ, п. 1472).
Полная индульгенция
Полная индульгенция — это прощение временного наказания, угрожающего человеку в этой или будущей жизни, как последствие его грехов.
— Кто может получить полную индульгенцию?
1. Тот, кто чувствует свою духовную нищету и искренне и смиренно желать помощи Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии, всех святых и Церкви.
2. Тот, кто исповедовал свои грехи в Таинстве покаяния, принял Причастие, после чего:
3. Сделал то, с чем Церковь связала полную индульгенцию. Например: совершение Крестного Пути, или молитва Розария, или чтение около тридцати минут Св. Писания или такая же долгая молитва в церкви перед Иисусом Христом, присутствующим в Пресвятой Евхаристии, и прочтение молитвы в интенции Церкви и римского папы.
4. Самым же важным условием получения полной индульгенции является внутреннее искреннее желание выполнения Божьей воли, добра, совершенной любви, раскаяние и чистосердечная НЕНАВИСТЬ к самому маленькому несовершенству и греху.
Без выполнения этого последнего условия, любовь не была бы идеальной и поэтому человеку угрожало бы в дальнейшем временное наказание, необходимое для ее очищения. Иначе говоря, без выполнения этого 4-го, последнего условия, человек не получает полную индульгенцию.
Частичная индульгенция
Частичная или неполная индульгенция заключается в том, что человеку только в какой-то степени прощается временное наказание, в котором он нуждается для полного совершенства любви и очищения ее от грешного эгоизма.
Каждая частичная индульгенция уменьшает наказание, необходимое для очищения любви от эгоизма, но нам невозможно точно определить, в какой степени и как это происходит.
— Каким образом появилось, существовавшее до 1970-х годов в Западной Церкви выражение частичных индульгенций в днях месяцах, годах?
В первые века существования Церкви, чтобы получить прощение грехов в таинстве покаяния, грешник был обязан выполнить предварительно очень строгую и часто долговременную епитимию, например тяжелый пост. Постепенно эти строгие епитимии заменялись молитвами и добрыми делами, которые сокращали период их исполнения, например на пять месяцев или лет. С одиннадцатого века началось понимание частичных индульгенций как сокращение срока посмертных очищающих испытаний. Так, считая время после смерти таким же как на земле и представляя себе посмертное очищение как страдание, испытываемое на протяжении дней, месяцев, годов и веков, говорилось, что данная индульгенция сокращает его, например на тридцать дней или пять лет. Эта форма представления воздействия частичных индульгенций на уменьшение так называемых «временных наказаний» была отменена папой Павлом VI. Теологи утверждают, что всякая молитва и всякие добрые дела уменьшают временное наказание, так как они совершенствуют и очищают любовь от эгоизма, который является последствием совершенных грехов. Однако, частичная индульгенция, связанная с этими благотворными делами, еще больше уменьшает необходимость временных наказаний для достижения идеальной любви. Все-таки, нам очень трудно точно определить, в какой степени данная частичная индульгенция сокращает эти наказания.
Индульгенции для усопших
„Каждый верующий может получать индульгенции для себя или применять их к умершим” (ККЦ, п. 1472). „Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, — так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи.” (там же, п. 1479).
Как уже упоминалось выше, все живущие на земле, на небесах или в чистилище составляют одну семью, члены которой должны помогать друг другу насколько это возможно. Святые на небесах и души в чистилище помогают нам своими молитвами. Но души в чистилище не могут помочь себе так, как мы это можем сделать для них здесь, на земле. Поэтому Церковь учит и призывает, чтобы мы помогали душам в чистилище. Их страдания могут быть сокращены благодаря нашим молитвам за них, нашим добрым делам и особенно благодаря совершению за них Божественной Литургии. Согласно учению Церкви эти добрые дела (молитва, богослужение, посещение кладбища с молитвой) и есть главные условия получения индульгенций, которые уменьшает временное наказание умерших в чистилище. Нам неизвестно, каким образом и в какой степени она им помогает. Можно только сказать, что всякая молитва, всякие благородные поступки, к которым относится индульгенция, наверняка оказывает благодатное влияние на посмертную судьбу других. Поэтому Церковь приглашает верующих к тому, чтобы они не забывали о умерших и помогали им таким образом.
Еще немного очень полезной информации на тему индульгенций…
Миф 1. Приобретая индульгенции, можно выкупить себя из ада.
Это распространенное заблуждение, которым часто пользуются антикатолические комментаторы, полагаясь на невежественность как самих католиков, так и некатоликов. Но обвинение это совершенно необоснованное. Поскольку индульгенция освобождает лишь от временных наказаний, они не могут избавить человека от вечного наказания — ада. Оказавшись в аду, никаким количеством индульгенций уже не спасешься. Единственный способ избежать ада – взывать к Божьему милосердию еще при жизни. После смерти человека решается его вечная судьба (Евр 9,27).
Миф 2. Можно приобретать индульгенции за еще не совершенные грехи.
Церковь всегда учила, что индульгенции не относятся к еще не совершенным грехам. Американская «Католическая энциклопедия» замечает: «[Индульгенция] это не разрешение на грех и не прощение будущего греха; ни то, ни другое не может быть дано никакой властью».
Миф 3. Приобретая индульгенцию, можно «купить прощение».
Определение индульгенции предполагает, что прощение уже получено: «Индульгенция – искупление перед Богом временного наказания за грехи, вина за которые уже прощена» (Катехизис Католич.Церкви, п. 1471). Таким образом, индульгенции не имеют никакого отношения к прощению грехов. Они касаются лишь наказаний, которые сохраняются после прощения.
Миф 4. Индульгенции выдумали, чтобы поправить финансовое положение Церкви.
Индульгенции появились в результате размышлений над таинством примирения. Это способ сократить покаяние, предписанное дисциплиной таинства, и использовались за сотни лет до того, как появились проблемы, связанные с деньгами.
Миф 5. Индульгенцию можно купить.
Тридентский Собор провел заметную реформу практики предоставления индульгенций, и, в связи с имевшими прежде место злоупотреблениями, «в 1567 г. Папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее уплату какой-либо цены или иные финансовые трансакции» (американская «Католическая энциклопедия»). Этот акт доказал серьезность отношения Церкви к устранению злоупотреблений индульгенциями.
Миф 6. Раньше индульгенцию можно было купить.
«Купить» индульгенцию нельзя было никогда. Денежный скандал вокруг индульгенций, давший Мартину Лютеру оправдание его ереси, касался индульгенций благотворительных, при приобретении которых надлежало по случаю их получения внести милостыню в какой-либо благотворительный фонд или организацию. Прямой продажи индульгенций никогда не было. Американская «Католическая энциклопедия» говорит: «Несложно понять, как именно появились злоупотребления. Естественно, что среди добрых дел, являющихся условием приобретения индульгенции, милостыня не могла не занимать видного места… Очевидно, что ничего дурного в этих целях не было. Давать деньги на Божьи дела или бедным – деяние, достойное похвалы, и если оно совершается с правильными намерениями, то, конечно же, не останется без награды.»
И еще об индульгенциях, точнее – об лже-индульгенциях, которые – как средство обогащения – были распространены в Православной Церкви Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов в 16-20 веках.
Поэтому читая нижеследующий текст, надо везде добавлять приставку „анти-” к слову „индульгенция”. Источник статьи – официальный портал Русской Православной Церкви http://www.pravoslavie.ru/archiv/indulgreek.htm
Сергей Говорун. Индульгенции в истории Православной Греческой Церкви
„В начале восемнадцатого века в практику Греческой Церкви вошел обычай выдачи христианам [лже-]индульгенций.[1] Это были … грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить всякий, часто за определенную сумму денег. Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно Хр. Яннарасу, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии [2]. Трудно определить, когда индульгенции, среди греков известные как «apheseis» и «sygchorochartia», вошли в обиход православных, живших под турецким игом. Они были достаточно распространены уже в шестнадцатом веке. В начале восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641-1707) пишет об индульгенциях как о всем известной и древней традиции: «Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)»[3]. Практика выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное подтверждение на Константинопольском соборе 1727-го года [4]. Собор издал «Исповедание веры»[5], текст которого был составлен Иерусалимским патриархом Хрисанфом (†1731), подписанное патриархами: Константинопольским Паисием II, Антиохийским Сильвестром и Иерусалимским Хрисанфом, а также архиереями, находившимися в то время в Константинополе и принимавшими участие в соборе. Итак, в 13-м пункте документа говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами» (sygchorochartia)… дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским»[6]. Как видно из обоих приведенных отрывков, патриарха Досифея и Константинопольского собора, выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов…
Примечательно, что даже такой богослов и знаток канонического предания Церкви как преп. Никодим Святогорец не только не отвергал, но и следовал практике индульгенций. Так, в своем письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, датированном апрелем 1806-го года, он просит его взять в патриархии «разрешительную грамоту» для одного «живого монаха», тоже по имени Никодим, и прислать ему. Он обещает ему, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить [8].
Индульгенции как средство обогащения были осуждены на Константинопольском соборе 1838-го года… Окружное послание, изданное собором, подписали Константинопольский патриарх Григорий VI и Иерусалимский патриарх Афанасий, а также одиннадцать архиереев Константинопольского синода. Его текст был послан также отсутствовавшим патриархам Александрийскому Иерофею и Антиохийскому Мефодию.[9, 10]. Здесь осуждается только взимание денег за отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы. Само по себе явление индульгенции опять не находит должной богословской оценки собора. В послании также нигде не упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви, аналогичная осуждаемой собором. Впрочем, даже соборными решениями было сложно искоренить практику, укоренившуюся в народе. Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что «разрешительные грамоты» дожили в Греции до середины двадцатого века [11].
[1]По этому поводу существует специальное исследование Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta Istorika, Афины, т. 1 (1983), 35-84, т. 3 (1985), 3-44. См. также: Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 149-153.
[2]Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 150.
[3]Пападопулос-Керамевс, А., Symbolai eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории Синайской архиепископии), Санкт-Петербург, 1908, 133.
[4]Текст Окружного послания, изданного собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 822-859.
[5]Издано в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 861-870.
[6]Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 867-868.
[8]Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23.
[9]Его текст опубликован в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 894-902.
[10]Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 898.
[11]Так, например, Филипп Илиос обнаружил индульгенцию, датированную 1955-м годом.»