ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МОЛИТВА. Принципы и трудности

1) Важность индивидуальной молитвы.
Общаясь с нашими прихожанами, часто приходится сталкиваться с неправильным пониманием чем является «индивидуальная молитва». Некоторые понимают этот вид молитвы как молитвы как «молитвы в интенциях исключительно за себя». На самом деле, индивидуальный тип молитвы означает молитву один-на-один с Богом, молитвы в одиночку. Противоположным этому типу молитвы является молитва коллективная – в семье, в группе, в костеле (напр. во время св.Мессы и др. богослужений). Эти два типа молитвы удивительным образом друг друга дополняют и поддерживают одна другую. С одной стороны, без хорошей индивидуальной молитвы очень трудно достичь ощутимых плодов молитвы коллективной. Например, плодотворность св.Таинств для нас сильно зависит от хорошей индивидуальной молитвы. Больше всего это относится к Евхаристии. Этот колоссальный дар Бога может вообще «проходить мимо» нас, если мы не научимся индивидуальной молитве до и особенно – после Причастия. С другой стороны, без коллективной молитвы (напр., св.Мессы) почти невозможно достичь серьезных результатов в духовном пути.

Многовековой опыт христиан говорит о чрезвычайной ценности и важности индивидуальной молитвы. Без нее христианин будет НЕИЗБЕЖНО, постепенно и незаметно ослабевать в вере. Ослабевать в вере – означает автоматически – ослабевать в противостоянии греховным искушениям. Наиболее частыми искушениями в мыслях бывают сомнения против истин нашей веры, являющихся тайнами непостижимыми нашим разумом (Воплощение, Искупление, Реальное-присутствие-в-Евхаристии). Другой тип искушений касается поступков (грехов) против нравственности – они сегодня «разлиты» и пропагандируются повсеместно и очень настойчиво (прежде всего, через масс-медиа). Такого разлития пропаганды греховности человечество еще не знало. Это – еще один сильнейший аргумент о необходимости серьезной ежедневной молитвы для каждого, кто понимает истинный смысл жизни человека на земле. Противостоять отравленной среде мы можем лишь с помощью Божией. А грех входит к нам незаметно и в очень незначительных вещах. Но в жизни мелочи не решают многого – они решают ВСЕ. Ведь как известно, малый грех опасен тем, что несмотря на свою малость-незаметность-слабость он открывает-подготавливает путь ко греху более тяжелому. Причем не только подготавливает, но и подталкивает к этому греху. А более серьезный грех еще сильнее подготавливает-и-подталкивает к еще более тяжелому греху. При этом нарастает НЕжелание исповедоваться – и из-за стыда перед исповедником, и из-за мыслей подбрасываемых нам очень незаметно злыми духами (падшими ангелами). Все это напоминает ситуацию, когда неопытный ребенок желая проверить скользкость ледяного желоба-горки, сначала ставит ногу на лед этой горки, затем начинает скользить этой ногой еще стоя на твердом основании, затем не подозревая опасности и незаметно для себя переносить вес тела на эту ногу, а замечая, что это интересно, начинает скользить уже всем телом и через мгновение он уже летит вниз в этом желобе со все нарастающей скоростью и не может ухватиться и остановиться, впадает в едва ли не в смертельную опасность для своего тела… А все началось с наивного интереса и незнания об опасности. Подобного рода ситуация возможна и в горной речке. Она очень небольшая – 3-4 метра шириной, но скорость потока воды в ней столь велика, что даже самый опытный пловец, только войдя в воду, будет сбит с ног потоком, который понесет его так стремительно, что из-за ударов о подводные и прибрежные камни его тело превратиться в истерзанный кусок (если только его кто-нибудь не успеет до этого выхватить веревкой или палкой). Если вы были в горах, то в населенных пунктах и возле них могли видеть плакаты вдоль таких речек с предупреждением о смертельной опасности вхождения в них. Приведенные выше примеры весьма подобны ситуации, когда человек идет на компромисс (соглашательство) со грехом.

Чтобы уметь противостоять разного рода искушениям нужна Благодать. А ее мы черпаем-получаем через молитву и особенно – молитву индивидуальную. Она является как первоочередным «лечебным» средством избавления от греховных слабостей, так и «профилактическим» средством от впадения в грех. Неслучайно Римские папы на протяжении последних веков (особенно в 18, 19 и нач. 20 века), в своих посланиях посвященных разбору разного рода вероучительных заблуждений (ересей), настойчиво повторяли, что главной причиной впадения христиан в упрямую ересь являлась халатность в отношении ежедневной индивидуальной молитвы.

Можно сказать, что количество времени, выделяемого на ежедневную индивидуальную молитву служит хоть и отдаленным и косвенным, но все же — показателем («градусом») духовного здоровья христианина. Поэтому для начинающих важно и ценно уже само выделение («вырезание») достаточно ощутимого времени на инд.молитву. Такое выделение говорит о том, что человек понял и пережил ее важность для себя, для своей повседневной жизни. Что он уже научился так распределять свое время, чтобы на молитву всегда было время. Это очень сложно в начальном периоде духовного пути.
Но далее, когда это уже достигнуто, пройдено, и так сказать зафиксировано, встает проблема качества молитвы. Потому что все мы настолько поражены гордыней, что легко можем довести свою ежедневную молитву до приличного уровня по времени, и оценивать из-за этого свою духовную жизнь как весьма солидную. А это будет неверно, ибо инд.молитва может почти полностью превратиться в «отбывание номера», где нет живого общения с Богом, а лишь — скучная и мало плодотворная рутина. Человек может мнить о себе, что он находится на приличном духовном уровне выделяя такое большое количество времени на ежедневную инд.молитву, а в реальности это будет лишь самообольщением. Результатом этого могут стать или остановка в духовном развитии, или неожиданные впадения в грехи. Поэтому очень важно постоянно «держать руку на пульсе» относительно качества своей молитвы.

Тут надо помнить, что более точным «градусом» ее качества является то время молитвы, в течении которого мы пребывали в осознании Присутствия Бога возле нас или в нас. Тут поможет аналогия: если приходя на встречу с кем-либо, мыслями мы находимся далеко от собеседника, то и результативность беседы будет низкой.
Главная, постоянная и объективная сложность индив.молитвы — то, что Бог не воспринимаем нами органами чувств. Мы можем и должны возбуждать как можно чаще акты веры, чтобы пребывать в Его Присутствии верой, а не видением (ощущением). Именно такое пребывание очень высоко цениться Им («блаженны не видевшие, но уверовавшие»).

Еще одним способ преодоления рутины в инд.молитве — постоянный поиск в сокровищнице К.Ц. теории о практике молитвы, т.е. находить то, что уже давно испытано тут, и что оживляет нашу беседу с Богом.

Кроме того, полезно по этому вопросу обращаться к компетентному опытному духовнику, коих к сожалению, сегодня найти у нас очень трудно.

Главнейшим же «показателем» плодотворности нашей молитвы являются, как учил Господь, — ее плоды, которые лучше всего видны в наших отношениях с ближними, в наших спонтанных реакциях на несправедливости и неприятности в повседневной жизни. Тут надо помнить, что плоды молитвы вызревают не сразу, ведь наши эгоистические наклонности развивались в нас все предыдущие годы и десятилетия. Поэтому настойчивость и верность Богу и ежедневной индив. молитве — должны быть главными нашими принципами. И будем помнить, что именно вызвать в нас нежелание и неохоту к духовной борьбе, к молитве — это главнейшая задача злого духа, его цель N1 в отношении нас.

2) Соотношение интенций о себе и интенций о ближних на индивид.молитве

Говоря об индив. молитве встает вопрос – а в какой мере надо выделять время для молитвы в личных интенциях, и какую часть времени отдавать на молитву в интенциях своих ближних. Иногда можно слышать некомпетентное мнение, что молиться в личных интенциях – «это мол, проявление эгоизма; поэтому надо больше молиться за других». Такое утверждение ошибочно. Очевидно, что чтобы помочь ближнему в тяжелой физической работе надо иметь какую-то физич.силу. Если же ее недостает, то такая помощь ближнему обернется для помогающего травмой, если не хуже. Или например, если мы долго не будем употреблять пищи, то ослабнем так, что совершенно не сможем помогать вообще кому бы то ни было, и даже себе. Аналогично и в оказании духовной помощи. Чтобы реально помочь другому надо самому «быть в форме». Для этого лучшим средством является индивидуальная молитва о себе, особенно в интенциях возрастания в вере, в надежде и в любви-агапе. Именно поэтому главной частью ежедневной индивидуальной молитвы должна являться молитва о освящение самого себя, о стяжания духовных сил для себя. Этого требует сам Господь, говоря: «освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев 11,44; 11,45; 20,7; 1Пет 1,15-16). Он призывает нас просить у Него об этих добродетелях, без которой не может быть никакой святости: «Просите, и дано будет вам» (Мф 7,7; Лк 11,9 и др.).

Молитва о ближних по времени должна быть значительно меньше, чем время на молитву в личных духовных интенциях, особенно у живущих в мирской суете с массой искушений и дефицитом времени (а не в особых условиях закрытого монастыря, где молитва — основной вид повседневной деятельности).

Тут есть еще один опасный аспект. Когда человек слишком много времени отдает на молитву о ближних (в разы больше молитвы о себе), он этим неосознанно хочет взять дело спасения ближних как бы «в свои руки», хочет держать «контроль за ситуацией». Что это в корне не верно. Ибо мы не можем быть полноправными распорядителями ближних. Они – дети Бога, и Он является их главным Куратором. Тут нельзя пытаться возомнить себя «спасителем ближнего». Ведь истинным Спасителем любого человека является только Бог, а не мы. Другими словами, тут надо быть смиренным и больше доверять Богу. То есть понимать — кто мы и что мы на самом деле (сущность смирения). И вот если мы будем хорошо просить у Бога для себя о добродетель смирения – то это понимание как бы само придет к нам (хотя и не всегда так быстро как хотелось бы). И тогда мы перестанем излишне «атаковать» Господа, а ежедневно настойчиво уделять некоторое ограниченное время, отдавая этого ближнего и его проблемы Господу, умоляя Его помочь.

Тут есть еще один не хороший аспект. Молясь за ближнего, и надеясь что Бог нас выслушает и поможет, в нас неосознанно растет мотивация в виде гордыни. Ведь в случае успешной молитвы мы будем говорить себе, а иногда и окружающим: «какой же Я хороший молитвенник — ведь Бог меня выслушивает!» Или: «а все-таки Я его/ее вымолил(а)!!!». Давайте всегда в начале молитвы о ближнем вспоминать эту вредную мотивацию и нейтрализовывать ее: «НЕ я его/ее вымолю, а Ты, Господи можешь (если это — воля Твоя) сделать то-и-то; я всего лишь ничтожный грешник, и моя просьба – это лишь желание служить Тебе, бескорыстно и без огласки помогая ближним».

Именно поэтому любая ‘реклама’ в виде свидетельств о вымоленных у Бога чудесах, исцелениях и т.п. – кроме своей пользы как призыва к молитве, имеет обратную негативную сторону — и для молящихся, и для исцеленных: первые имеют большую опасность впасть в гордыню (самомнение-самообольщение), а вторые – в тщеславие («вот какой я хороший – сам Бог мне помог»). Тут надо всегда помнить, что как говорил Господь Иисус – кто молится на показ (как фарисеи), тот уже получает от людей свою заплату в виде славы («ах какой же он Божий, человек, ах как много молится, и его выслушивает сам Бог!»). Не случайно, после исцелений, совершенных Христом Он требовал неразглашения произошедшего, давая нам пример правильного поведения в такой ситуации.
3) Выбор интенций для индивидуальной молитвы

Самой первой интенцией на индив. молитве должна быть интенция о благодать молитвы или молитвенная благодать. Ведь молитва – это не столько наше делание, сколько со-трудничество с Триединым Богом. Ведь это Он дает нам разного рода силу и способности. Прежде всего, силу противостать искушениям во время молитвы, напр., «ах как надо было бы заняться вот этим и этим именно сейчас!», и таких ‘крайне срочных’ дел — вырастает масса, лишь бы в данный момент не молиться. Бог дает нам силы, чтобы выдержать на молитве положенное время и не оставить ее, особенно когда она «не идет»; тут оч. важно не поддаться и не прекратить молиться. Господь дает нам способность концентрации внимания и активизирует ее. Он дает нам способность смириться перед Ним здесь-и-сейчас, а не «позже», «потом», «может когда буду в храме», — нет! именно здесь и именно теперь! Более того, важнейшим элементом молитвы (едва ли не ключевым) является живое осознание присутствия Бога перед нами здесь и сейчас. Это очень важно, ибо молитва – это хоть и наш монолог перед Ним, но монолог не в пустоту, а разговор с таинственной Личностью, которая нас прекрасно знает, любит нас невыразимо, жаждет нам помочь (но лишь в ответ на нашу просьбу; без нее Он почти никогда не вмешивается из-за своей потрясающей деликатности). Одно это осознание Его присутствия в тишине сердца – это уже молитва.

Итак, первое, что мы должны выпрашивать, это — молитвенную благодать. Она дает нам силы и способности осознавать присутствие Бога перед нами, внимание, смирение, доверие к Богу и конечно же – терпеливость (особенно если молитва не получается).
Второе – надо просить у Бога:
— живой веры в то, что Он открыл о Себе в Откровении (Свящ.Писании и Свящ.Предании); о памяти о Его присутствии в моей жизни. Особенно стоит ежедневно просить Его о дар веры в Воплощение Бога во Христе, веры в Его Искупления нас и всех людей, в реальное присутствие Христа в Евхаристии;

— просить глубокой надежды-упования на Него, отдавая при этом Ему в акте воли всю свою неспособность доверять Ему, а так же — все свои трудности, проблемы, страхи и тревоги;

— просить у Христа чтобы Он влил в наше сердце Его любовь-агапе, которая есть совокупность совершенств. Она включает и смирение, и кротость, и милосердие для ближних и даже врагов, и покой, и бесстрашие, и мудрость Божию. Но обрести эти качества, выпрашивая у Бога «лишь» любовь – на первых порах очень сложно. В нашей ментальности понятие «любовь» соединено лишь с телесно-психическим аспектом отношений мужчины и женщины. Поэтому лучше просить любовь понимая под этим милосердие для ближних и особенно наших неприятелей.

По этой же причине мы должны отдельно просить о добродетель смирения, мудрости Божьей и целомудрия. Причем целомудрия и для женатых/замужних, которое называется супружеским целомудрием. Оно является непростым, но очень важным условием чтобы быть христианином/христианкой. Заключается же это целомудрие прежде всего в: непохотливости по отношению к жене/мужу, целомудренного взгляда-отношения ко всем другим женщинам/мужчинам и строгого следования естественных методов планирования семьи. Последние позволяют и углубить взаимную любовь супругов, и иметь прекрасные результаты из-за высокой надежности и полезности для сохранения физического здоровья женщины.

Можно также просить у Бога те добродетели, дефицит которых мы особенно ощущаем (напр., покой, неосуждение ближнего, тихая внутренняя радость, скромность, молчание и др.). То есть, просить того, недостаток чего мы открыли в себе на ближайшем каждодневном анализе совести. Конечно, эти недостающие нам способности надо просить у Бога как только мы обнаружили их отсутствие. Но более серьезную, глубокую их «проработку» надо ввести в ежедневную индивидуальную молитву.

Конечно же, можно просить у Бога и любые другие добродетели. Но просить надо лишь то, что действительно служит вечности, т.е. соответствует Воле Божией. Недопустимы просьбы, которые не ведут нас к духовному росту, к освящению, а наоборот, ведут к греховным слабостям, грехам и порокам. Например, когда мы молимся из мотивов тщеславия, или из любви к материальным ценностям – комфорту, или из мотивов неосознанной мести, лени, похоти, гордыни. Поэтому надо перед молитвой (или накануне ее) всегда делать краткий экзамен совести о тех интенциях (кроме интенций о молитвенной благодати, вере, надежде, любви – они должны быть всегда), которые собираюсь иметь на молитве. Тут очень полезна обязательная приставка «но да будет Воля Твоя, Господи». А на самой молитве надо просить света познания той проблемы для разрешения которой мы просим у Бога помощи.

Еще один вопрос – о соотношении просительной и благодарственной молитвы в общем раскладе времени на индивид. молитве. Это скорее вопрос совершенства нашей молитвы. Просительная молитва – это можно сказать, наиболее простой вид молитвы. Мы умеем просить начиная с детства. И не надо стесняться этого делать перед Богом. Он любит когда мы просим Его о вещах достойных, т.е. о том, что по-настоящему ведет к Нему. Молитва же прославляющая Бога – это наиболее сильная молитва, и наиболее сложная. Мы должны постепенно вводить благодарения Богу в свои просительные молитвы. Кроме того – просить Его о дар такой благодарственной-прославляющей молитвы. И привыкать не забывать благодарить Бога за всё, за все дары: жизнь, Таинства, здоровье, пищу, сон, отдых, работу, заработок, способности, детей, время-на-молитву. И конечно же благодарить Его за благодать веры, надежды, любви-агапе, которые Он постепенно взращивает в нас. Кстати, самой молитвой прославления можно выпрашивать то, о чем мы говорили выше.

4) Трудности, связанные с индивидуальной молитвой.

Мы уже говорили, что для по-настоящему христианской жизни абсолютно необходим примат молитвы, т.е. постановка молитвы на первое место в повседневной жизни. Какие же основные проблемы у нас возникают с молитвой, и как учиться их преодолевать?

Первая проблема – время для молитвы.
Вот как Катехизис говорит об этой проблеме: «Наиболее обычным и наиболее потаенным искушением в молитве является недостаток веры. Он ..выражается ..фактическим предпочтением. Когда мы начинаем молиться, тысячи дел и забот, которые кажутся срочными, становятся приоритетными; это опять же момент правдивости сердца и предпочтения в любви. Вот мы обращаемся к Господу как к последнему прибежищу: но истинно ли мы в Него веруем? Вот мы держимся Господа как союзника, но сердце по-прежнему самонадеянно. Во всех случаях недостаток веры открывает нам, что мы еще не обладаем смиренным расположением сердца» (ККЦ, 2732).

Другими словами, молитва для нас должна иметь абсолютно первоочередную важность. Ведь если мы не становимся на молитву из-за того, что надо сделать то и то, (хотя объективно эти дела могут подождать) – это говорит о реальном месте индивид.молитвы в иерархии важности наших дел. Ведь если молитва занимает место под №1, то все будет служить тому, чтобы реализовать это важное дело. Если же молитва у нас имеет №3 или 4 или еще ниже, то НЕИЗБЕЖНО найдутся дела, которые займут предыдущие №№ и вытеснят молитву из распорядка дня. Поэтому мы должны вывести приоритет нашей индивидуальной ежедневной молитвы на высочайший уровень. Это сложная задача. А поскольку любую сложную задачу мы никогда не решим с добрым результатом без помощи Божией, то нужна молитва. Поэтому важно «включать» в моменты тишины нашей повседневности (работа, учеба, обязанности) краткую молитву-просьбу ко Христу о том, чтобы Он помог мне выделить время на молитву.

Когда же мы начинаем вводить в нашу жизнь отдельную индивидуальную молитву в течении длительного времени (от 15-20 мин и более), то главное – «застолбить» время и изо всех сил держаться этого правила. И не забывать при каждой оказии в течении дня очень кратко просить у Господа сил не изменять этому правилу.

Огромное значение имеет семейная молитва – когда вся семья собирается на вечернюю молитву. Надо помнить, что без такой молитвы невозможна по-настоящему христианская семейная жизнь. Конечно, эта молитва НЕ может заменить индивидуальной молитвы. Они друг друга замечательно дополняют и углубляют.

Вторая проблема – качество молитвы
Как мы уже говорили ранее, чтобы молитва приносила плоды, нужно УЧИТЬСЯ молиться. В начале надо постепенно приучать себя выполнять 7 стартовых условий: 1-настроиться на внутренний покой (кот. если отсутствует в начале молитвы, то придет во время ее); 2- иметь детское доверие к Богу («сыновнее доверие» — ККЦ 2734); 3- иметь адекватную интенцию (т.е. просить только то, что объективно служит вечности – и прежде всего о добродетели веры, надежды, любви-агапе, смирения и целомудрия); 4- иметь смирение перед Богом (т.е. осознать-пережить свою немощность в добром без помощи Бога); 5- иметь сосредоточенность внимания на молитве (о чем нужно просить в самом ее начале); 6- важна чистота сердца от грехов, кот. препятствуют в общении с Ним (т.е. хорошая исповедь помогает в молитве); 7- быть настойчивым на молитве, ибо Бог любит настойчивых в добром.

Но главнейшим в молитве является осознание ПРИСУТСТВИЯ ПЕРЕД БОГОМ. Это – сущность любой христианской молитвы. Ощущение этого приходило не всегда, а временами — редко даже святым (что уж говорить о нас). Поэтому достаточно возбудить в себе акт веры в то, что Бог нас слушает, что Он находится перед нами, что мы не говорим в пустоту, а говорим с Личностью. Личностью, которая к тому же нас знает по имени и любит нас удивительно большой и деликатной любовью. Это осознание присутствия – одно из самых сложных в молитве. Но так как молитва – это не только наше действие, но и содействие Бога, мы можем и должны просить Его о дар такого осознания-памяти.

Эта просьба должна (или может) входить в «молитвенную разминку» перед самой индивидуальной молитвой. Туда же надо ввести просьбы о ДАР внутреннего покоя (утишение нашего сердца – п.1 см выше), о ДАР сосредоточенности нашего внимания на предстоящей молитве (п.5). В молитве, направленной к Богу всегда очень полезна помощь Пресвятой Богородицы, ангелов и святых (особенно наших личных заступников). Поэтому во время «молитвенной разминки» надо обязательно попросить их о помощь в молитве. Иногда возникает искушение обойтись без этой «разминки», но опыт показывает, что наших сил без такого предварительного «разогрева» надолго не хватит – несмотря на временами хорошее духовное состояние, через 10 минут на нас могут обрушиться разного рода рассеяния внимания, навязчивые мысли, диалоги, проблемы, дела и т.п. И если мы вначале посвятим несколько минут (а иногда и больше) на «разминку», длительная молитва будет значительно более цельная и сосредоточенная. То есть, время потраченное на такую разминку окупится многократно.

Если же и «разминка» не помогает, а к тому же нас охватывает сухость и разного рода внутренние отвлечения, то надо НАСТОЙЧИВО продолжать молитву не глядя на все проблемы, зная, что временами Господь пробует делать нас крепче, уменьшая на некоторое время ‘поток’ молитвенной благодати (т.е. помогающей в молитве), но затем — если мы не сдадимся и продолжим молитву — обязательно одарит бОльшими духовными дарами, поощряя этим наши усилия. Кроме того, бывает, что наша психика перегружена проблемами, и нужно время чтобы молитва успокоила ее и вывела нас в русло плодотворного общения в Богом.
Надо помнить, что нельзя пытаться во время молитвы разузнавать причины нашей рассеянности, ибо это — ловушка (ККЦ, 2729). Надо просто обратиться с детской просьбой ко Христу (и/или к Богородице Марии) о помощь. И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗЛИТЬСЯ НА СЕБЯ из-за рассеянности – это ухудшит наше молитвенное состояние. Надо лишь без эмоций констатировать факт, что «я ушел в мыслях далеко от молитвы». И вернуться к ней, «включив» на время самую любимую для нас устную молитву, после чего мы почти автоматически вернемся к продолжению молитвы, от которой ушли.

С другой стороны, как учит Катехизис, «рассеянность [на молитве] открывает нам то, к чему мы привязаны, и смиренное осознание этого пред Господом должно пробудить нашу любовь, чтобы отдать предпочтение Ему, решительно даруя Ему наше сердце [и эту нашу привязанность], чтобы Господь очистил его. Здесь происходит битва — выбор Господина, Которому мы служим» (ККЦ, 2729).

Надо помнить, что даже «никакущая» молитва, с массой отвлечений и рассеяний, но с усилием выдержанная намеченное время – всегда дает результаты, которые придут уже после такой молитвы. Верность на молитве очень важна, особенно перед лицом искушений, как и тогда, когда Бог не дает просимого даже длительное время (речь идет о объективно доброй интенции).

Как показывает опыт, труднее бывает с молитвой, когда у нас вдруг появляется много свободного времени – именно тогда приходит странное расслабление, мешающее нам встать на молитву. Тут крайне важно резко активизировать волю, т.е. осознав что это расслабление – вредно (происходит от злого духа, паразитирующего на нашей врожденной лености), актом воли («взяв себя за шиворот») без малейшего отлагания ставить себя на молитву. Если же во время молитвы (когда много свободного времени) приходит расслабление, то надо просить Бога о дар молитвенного сосредоточения, концентрируя свое внимание на словах молитвы.

Очень помогает предварительная подготовка к молитве (накануне, по дороге) в виде прослушивания аудио книг, лекций и конференций на истинно духовные темы. Например, о реальной помощи, которую дает Богородица Мария, о духовных упражнениях, о методах молитвы и т.п.

Когда же в духовном пути мы у себя заметили что-то доброе, то надо знать, что Господь желает от нас большего. Это значит, что Он скорее всего допустит для нас некоторые временные трудности, чтобы укрепить нас. Да, именно укрепить нас. И если мы не сдадимся, не начнем ныть «нет времени» и т.п., а будем усиленно держаться еще сильнее молитвы, делая акцент на ее качестве, глубине, Бог даст нам еще больше сил, еще больше благодати. Он слишком нас любит, чтобы допускать нам РЕАЛЬНО непосильные для нас трудности. И если трудности возникают, то это сигнал, что нам нужно усилить молитву, усилить свою просьбу к Богу о главных добродетелях – о вере, надежде-уповании Богу и о Его любви-агапе, со смирением и целомудрием — в наших сердцах.
——
Автор подборки: Крижевский Г.А.